«Мне есть ради чего жить – ради живописи»
Фрида Кало (1907–1954) – мексиканская художница, эталон стойкости и мужества в борьбе за жизнь, коллекционер подлинных памятников древней индейской культуры, член Коммунистической партии Мексики.
В ноябре 1938 года одна из самых престижных галерей Нью-Йорка, галерея Джулиана Леви, открывает выставку картин мадам Риверы – супруги мексиканского художника-монументалиста Диего Риверы. К началу 30-х годов Диего – самый знаменитый художник Мексики. Он работает во многих странах мира, выполняет монументальные росписи-фрески общественных зданий. Значительное количество его картин находится в музеях и частных коллекциях Мексики и Америки. Имя Диого Ривера, его творчество, и, конечно, частная жизнь постоянно вызывают большой интерес публики. Тот факт, что супруга Диего серьёзно занимается живописью, рисует автопортреты и портреты близких ей людей, знают только в Мексике. Друг Диего – Андре Бретон, увидев картины мадам Риверы, сразу предлагает организовать её персональную выставку в Нью-Йорке, он же пишет предисловие к каталогу работ.
В экспозиции были представлены 25 очень странных и одновременно живописно роскошных картин. Они обольщали зрителя своей самобытностью и невероятной выразительностью, они превозносили женское понимание мира и одновременно обращали внимание на имя автора – Фрида Кало. Американская публика очень благосклонно отнеслась к такой живописи: больше половины работ были куплены. Художественные критики, со своей стороны, пытались объяснить стиль, в котором они были написаны. Андре Бретон, например, считал, что это сюрреализм, специалисты Музея искусств Филадельфии утверждали, что это наивная живопись. Диего Ривера писал о том, что «суровый и хрупкий, как крылья бабочки, восхитительный, как улыбка ребёнка, жестокий, как горечь жизни» авторский почерк Фриды Кало можно сравнить только с «мучительной и прекрасной поэзией, положенной на холст». Но сама Фрида говорила о том, что рисует только «свою реальность» и сегодня счастлива тем, что здесь, в Нью-Йорке – центре живописи Америки, на открытии её выставки было «полно народу, люди проталкивались к моим картинам, которые, видимо, потрясли их, это был полный успех!».
В январе 1939 года Фрида едет в Париж, она принимает участие в выстав-ке «Вся Мексика», проходившей в известной галерее «Рену и Колле». Картины Фриды и она сама открывают парижанам искусство и культуру Латинской Америки. Восхищённый Пабло Пикассо устраивает обед в честь «заокеанской орхидеи», так он называл Фриду, и дарит ей именные «сюрреалистические» серьги в виде кистей рук. В письме к Диего Ривера Пикассо признаётся: – «Ни ты, ни Дерен, ни я не в состоянии написать такие лица, какие пишет Фрида Кало». Василий Кандинский вслед за Марселем Дюшаном, Франсисом Пикабиа и Тристаном Тцара был так тронут искусством Фриды, что не скрывал слёз восторга. Самый знаменитый музей мира – Лувр покупает автопортрет Фриды Кало «Рама». Это событие становится сенсацией – уважаемый музей впервые приобретает картину мексиканского художника XX века.
Парижскую богему покоряет особый стиль костюма Фриды: высокая, сложная прическа с вплетёнными в волосы живыми бутонами цветов, яркие бусы, старинные индейские ожерелья, крупные серьги и массивные браслеты, изумительные кольца, национальные мексиканские многослойные юбки, яркие блузы полностью расшитые ручной вышивкой. Находясь под впечатлением образа Фриды, знаменитый французский модельер и дизайнер Эльза Скиапарелли, создает дамские духи «Шокинг» и новое платье «Мадам Ривера». Очередной номер самого влиятельного журнала мод «Vogue» выходит под заголовком «Особые женщины Латинской Америки: женская сила Фриды Кало», журнал выбирает Фриду женщиной номера и публикует её фотографию в платье от Скиапарелли на обложке.
Фрида была абсолютно счастлива в эти дни, она очень дружелюбно и внимательно общалась с публикой, много шутила, рассказывала о себе и о том, почему с таким постоянством рисует себя. Оказалась, что большую часть своего времени Фрида вынуждена проводить в больнице, а в повседневной жизни она постоянно носит ортопедические корсеты, скрыть которые помогает придуманный ею стиль одежды. В детстве она тяжело переболела полиомиелитом и её правая ступня атрофировалась, а нога стала короче и тоньше. В юности случилась трагедия – Фрида попадает в автокатастрофу, после которой становится инвалидом: тройной перелом позвоночника, раздробленная тазобедренная кость, перелом ключицы, бёдер и одиннадцать переломов правой ноги, она переносит более семи операций на позвоночнике, несколько операций на ноге. Огромное желание жить, любить и радоваться жизни помогает ей преодолеть то безумное отчаяние, в котором она пребывала многие месяцы. Фрида просит отца подвесить мольберт и зеркало над кроватью, берёт в руки кисти и краски и лёжа начинает рисовать себя: «я пишу себя потому, что много времени провожу в одиночестве и потому, что являюсь той темой, которую знаю лучше всего». Рисование так увлекает Фриду, что однажды она признается матери: «Мне есть ради чего жить. Ради живописи!».
Творческое наследие Фриды Кало составляют более ста пятидесяти картин и около ста рисунков. Работы находятся в Лувре, в Музее современного искусства в Нью-Йорке, в государственных и частных собраниях Мексики, США, Европы.