Изображение Header
Перейти к содержимому
  • Главная
    • О журнале
    • Рубрики
    • Карта сайта
  • Архив журнала
  • ФОНД-АРХИВ ЛУЧШИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ
  • Школа искусств Art online
  • Проекты
    • ЭСТАМП — ЭТО ЗДÓРОВО!
      • Проект
      • Новости
      • Школы-участники проекта
      • Печатная графика
      • Художники-графики России
    • НОВГОРОДСКАЯ ПЕЧАТНЯ
      • ПРОЕКТ
      • Галерея работ
      • Школа печатной графики
      • Мастер-классы
    • Фонд Д. Гранина
      • ГОД ДАНИИЛА ГРАНИНА
      • ВЕК ДАНИИЛА ГРАНИНА
    • 5 стипендий
      • 5 Стипендий 2017. Финалисты
      • 5 Стипендий 2016. Финал
      • 5 Стипендий 2015. Финал
      • 5 Стипендий 2014. Финал
    • Диалог Культур
    • Подари журнал!
    • С Днём Победы!
    • Год Памяти и Славы
  • ART WEB
  • Партнеры
Меню
Перейти к содержимому
Главная » Рубрики » Здравствуй, музыка! »

ДЕРЕВЯННЫЕ ДУХОВЫЕ (продолжение II)

Лев Залесский 07.11.2015 Здравствуй, музыка! | 44 688 Просм.

Кларнет (Clarinet)
КларнетКларнет, чуть ли не самое младшее дитя в многочисленном семействе деревянных духовых инструментов, создан в начале XVIII века нюрнбергским мастером Деннером. Кларнет (англ. Clarinet, нем. Klarinette) происходит от латинского clarus – «светлый», «ясный». Лишь во второй половине XVIII века возможности этого инструмента были оценены по достоинству благодаря ярким оркестровым и ансамблевым сочинениям Рамо, Иоганна Кристиана Баха, Генделя, Моцарта, Вебера, а затем, в XIX веке, Брамса и других авторов.

Современный кларнет с «бёмовской механикой» увидел свет в начале 40-х годов XIX века как результат совместных усилий кларнетистки Г.Э. Козе и мастера духовых инструментов Л.О. Бюффе (сам Теобальд Бём, создатель флейты современного типа, в работе по совершенствованию кларнета не участвовал).
К настоящему времени известно восемь разновидностей кларнета. Самый распространённый – сопрано (in B).

В красочных (программных) оркестровых партитурах часто предусматривается использование множества разновидностей кларнета, в том числе кларнет пикколо (in Es), наделённый наиболее легкомысленным, «дурашливым» тоном, а также альтовый (in Es). Существуют также бас-кларнет и контрабас-кларнет, напоминающие своими очертаниями современный саксофон, который, кстати, является младшим родственником кларнета.

Длина инструмента около 66 сантиметров. Кларнет имеет цилиндрическую трубку и раструб, расширяющийся несколько больше, чем у гобоя. Чаще всего он делается из страстоцвета, менее дорогих сортов эбонита или металла. Корпус состоит из пяти частей: мундштука, бочонка, верхнего колена, нижнего колена (последние две называются также верхней и нижней частями основного ствола) и раструба.

Кларнетный мундштук обычно изготавливается из эбонита или хрусталя. Он имеет форму клюва; к открытой его части посредством металлического зажима с винтами-барашками крепится одинарный камышовый язычок – трость. Таким образом, плоская сторона трости становится частью внутренней поверхности кларнетной трубки и вступает в прямой контакт с воздушным столбом. Верхний конец язычка очень тонко затачивается, при этом тщательно выверяется зазор между ним и кончиком мундштука. Пока кларнет не занят в игре, на «клюв» для предохранения надевается металлический колпачок.

В рабочем положении трость располагается на нижней губе, прикрывающей нижние зубы, в то время как верхние зубы покоятся на скосе мундштука. Язык касается кончика трости с каждой артикуляцией.

Диапазон кларнета 3,5 октавы. Нижняя нота стандартного «бёмовского» кларнета – ми. При передувании извлекаются нечётные обертоны. Нижний регистр кларнета принято именовать шалюмо (по названию шалмея – предшественника кларнета), верхний – кларино. За верхнюю границу диапазона кларнета обычно принимается с””, однако некоторые виртуозы берут и более высокие ноты (до е”” и выше).

Искусство бесподобного джазового кларнетиста Бенни Гудмена существенно повлияло на литературу для кларнета в XX веке. Без всякого сомнения, такие мастера, как Барток, Стравинский, Хиндемит, Копленд, во многом обязаны его вдохновляющему примеру. В 1930–40-х гг. джазовый кларнет сдал часть своих позиций саксофону, но в ансамблях стиля Диксиленд он используется и в наши дни.

Бас-кларнет (Bass Clarinet)
Бас-кларнетСамые ранние сохранившиеся образцы этого яркого видового инструмента из семейства оркестровых кларнетов известны с 1793 года. Бас-кларнет изначально предназначался для замены фаготов в военных оркестрах. Это понятно: бас-кларнет чуть менее прихотлив, к тому же его сумрачные переливы в нижней части диапазона несколько свирепее, чем у того же фагота.
Несмотря на свои громоздкие размеры (длина инструмента 1,2 метра) и массивную механику, бас-кларнет не уступает в беглости практически ни одному из кларнетов поменьше.
Инструмент изготавливается из чёрного дерева (необычайно твёрдого и плотного, произрастающего в центральной Африке и на Мадагаскаре).
Вследствие немалых своих размеров бас-кларнет оснащён шпилем для упора в пол, а также кольцом и ремешком для подвески.

Раструб бас-кларнета напоминает раструб саксофона. Родство между этими инструментами и впрямь самое непосредственное. Сходная аппликатурная система и блестящие колористические данные бас-кларнета побуждают саксофонистов время от времени обращаться к услугам «старшего брата».

Бас-кларнет звучит октавой ниже основного кларнета in B. Диапазон инструмента примерно четыре октавы. Нижний звук Es (ми-бемоль) большой октавы – у французских и английских инструментов, D (ре) большой октавы – у немецких инструментов.
Нижние звуки бас-кларнета настолько богаты нечётными обертонами, что, когда инструмент играет соло, нередко слышны получающиеся в результате мажорные трезвучия.
Среди экзотических инструментов, которые можно было бы по звучанию спутать с бас-кларнетом, назовём в первую очередь:
Контрабас-кларнет – до сих пор слишком большая редкость, чтобы рассматривать его как серьёзный ресурс симфонической и камерной музыки. Инструмент, по конструкции близкий кларнету, контрафаготу, и саксофону, часто делается из металла и складывается из нескольких колен. Его отличает богатство звучания и впечатляющий диапазон – от ре контроктавы до ре первой октавы.

Бессен горнБассетгорн (нем. Bassethorn «басовый рог») с нижним звуком F (фа) большой октавы и диапазоном более трёх октав. Ствол инструмента уже, чем у бас-кларнета, и это придаёт его звучанию особый характер. Бассетгорн – инструмент немецкого происхождения (изобретён около 1765 г. баварским мастером Майрхофером). Наиболее часто приводится в пример его звучание в операх Моцарта («Похищение из Сераля», «Волшебная флейта»). Размеры инструмента варьируются. Изображённый на картинке экземпляр имеет длину около 90 см.

Рубрика | Здравствуй, музыка! | Метки Номер 3-2015

Лев Залесский

Рубрики
  • Мастера модернизма
  • Шедевр номера
  • Музей
  • Картинная галерея
  • Поэтическая палитра
  • Детский дизайн-центр
  • Здравствуй, музыка!
  • Педсоветы
  • Гость номера
  • Классика
  • Мастерская
  • Мы пишем прозу
  • Наши проекты
  • Под псевдонимом
  • Старая вещь
  • Чтение под абажуром
  • Кто ты?
  • Белый квадрат
  • Разные разности…
  • Вне рубрики
  • Визитная карточка
Milestones
  • Modernism masters
  • Masterpiece of the issue
  • Poetic palette
  • Museum
  • Painting gallery
  • Children design center
  • Teachers council
  • Visit card
  • Oldie
  • A dog’s life
  • Classics
  • Hello, music!
  • Our projects
  • No milestone
  • We write in prose
  • White square
  • Who are you?
  • Reading under the lamp shade
  • Лента новостей RSS
  • Vkontakte
sq_bl Журнал об искусстве «Введенская сторона» выходит при финансовой поддержке:
- Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
- Министерство культуры Новгородской области
- Частных благотворительных инициатив

sq_bl Сайт зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия: Эл №ФС77-29734 от 28 сентября 2007г.
sq_bl Мы будем благодарны, если вы разместите баннеры "Введенской стороны" на своем сайте.

 
Архив журнала
oldartsite7
 
Популярные рубрики
  • Мастера модернизма
  • Педсоветы
  • Детский дизайн-центр
  • ART WEB
  • Мастерская главного редактора
 
Контакты
Учредитель: АНО «Старорусский Центр интеллектуально-художественного развития «Введенская сторона»

Главный редактор:
Николай Михайлович Локотьков
тел. +7(921)7394979
Арт-директор: Елена Жирова
elena@art-storona.ru
WEB:
Юрий Абраменков
web@art-storona.ru

Адрес редакции:
175206, Новгородская обл., г.Старая Русса, Советская набережная, д.18, кв.61
Тел.: +7(921)7394979
Факс: +7 8162 664472

Яндекс.Метрика
 

©2021 Введенская сторона

Меню
  • Главная
  • Архив журнала
  • ФОНД-АРХИВ ЛУЧШИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ
  • Школа искусств Art online
  • Проекты
  • ART WEB
  • Партнеры