• English
  • Изображение Header
    Перейти к содержимому
    • Главная
      • О журнале
      • Рубрики
      • Карта сайта
    • Архив журнала
    • Год Памяти и Славы
    • Школа искусств Art online
    • Проекты
      • ЭСТАМП — ЭТО ЗДÓРОВО!
        • Проект
        • Новости
        • Школы-участники проекта
        • Печатная графика
        • Художники-графики России
      • НОВГОРОДСКАЯ ПЕЧАТНЯ
        • ПРОЕКТ
        • Галерея работ
        • Школа печатной графики
      • Фонд Д. Гранина
        • ГОД ДАНИИЛА ГРАНИНА
        • ВЕК ДАНИИЛА ГРАНИНА
      • 5 стипендий
        • 5 Стипендий 2017. Финалисты
        • 5 Стипендий 2016. Финал
        • 5 Стипендий 2015. Финал
        • 5 Стипендий 2014. Финал
      • Диалог Культур
      • Подари журнал!
      • С Днём Победы!
      • Год Памяти и Славы
    • ART WEB
    • Партнеры
    Меню
    Перейти к содержимому
    Главная » Рубрики » Здравствуй, музыка! »

    ДЕРЕВЯННЫЕ ДУХОВЫЕ (продолжение II)

    Лев Залесский 07.11.2015 Здравствуй, музыка! | 483 Просм.

    Кларнет (Clarinet)
    КларнетКларнет, чуть ли не самое младшее дитя в многочисленном семействе деревянных духовых инструментов, создан в начале XVIII века нюрнбергским мастером Деннером. Кларнет (англ. Clarinet, нем. Klarinette) происходит от латинского clarus – «светлый», «ясный». Лишь во второй половине XVIII века возможности этого инструмента были оценены по достоинству благодаря ярким оркестровым и ансамблевым сочинениям Рамо, Иоганна Кристиана Баха, Генделя, Моцарта, Вебера, а затем, в XIX веке, Брамса и других авторов.

    Современный кларнет с «бёмовской механикой» увидел свет в начале 40-х годов XIX века как результат совместных усилий кларнетистки Г.Э. Козе и мастера духовых инструментов Л.О. Бюффе (сам Теобальд Бём, создатель флейты современного типа, в работе по совершенствованию кларнета не участвовал).
    К настоящему времени известно восемь разновидностей кларнета. Самый распространённый – сопрано (in B).

    В красочных (программных) оркестровых партитурах часто предусматривается использование множества разновидностей кларнета, в том числе кларнет пикколо (in Es), наделённый наиболее легкомысленным, «дурашливым» тоном, а также альтовый (in Es). Существуют также бас-кларнет и контрабас-кларнет, напоминающие своими очертаниями современный саксофон, который, кстати, является младшим родственником кларнета.

    Длина инструмента около 66 сантиметров. Кларнет имеет цилиндрическую трубку и раструб, расширяющийся несколько больше, чем у гобоя. Чаще всего он делается из страстоцвета, менее дорогих сортов эбонита или металла. Корпус состоит из пяти частей: мундштука, бочонка, верхнего колена, нижнего колена (последние две называются также верхней и нижней частями основного ствола) и раструба.

    Кларнетный мундштук обычно изготавливается из эбонита или хрусталя. Он имеет форму клюва; к открытой его части посредством металлического зажима с винтами-барашками крепится одинарный камышовый язычок – трость. Таким образом, плоская сторона трости становится частью внутренней поверхности кларнетной трубки и вступает в прямой контакт с воздушным столбом. Верхний конец язычка очень тонко затачивается, при этом тщательно выверяется зазор между ним и кончиком мундштука. Пока кларнет не занят в игре, на «клюв» для предохранения надевается металлический колпачок.

    В рабочем положении трость располагается на нижней губе, прикрывающей нижние зубы, в то время как верхние зубы покоятся на скосе мундштука. Язык касается кончика трости с каждой артикуляцией.

    Диапазон кларнета 3,5 октавы. Нижняя нота стандартного «бёмовского» кларнета – ми. При передувании извлекаются нечётные обертоны. Нижний регистр кларнета принято именовать шалюмо (по названию шалмея – предшественника кларнета), верхний – кларино. За верхнюю границу диапазона кларнета обычно принимается с””, однако некоторые виртуозы берут и более высокие ноты (до е”” и выше).

    Искусство бесподобного джазового кларнетиста Бенни Гудмена существенно повлияло на литературу для кларнета в XX веке. Без всякого сомнения, такие мастера, как Барток, Стравинский, Хиндемит, Копленд, во многом обязаны его вдохновляющему примеру. В 1930–40-х гг. джазовый кларнет сдал часть своих позиций саксофону, но в ансамблях стиля Диксиленд он используется и в наши дни.

    Бас-кларнет (Bass Clarinet)
    Бас-кларнетСамые ранние сохранившиеся образцы этого яркого видового инструмента из семейства оркестровых кларнетов известны с 1793 года. Бас-кларнет изначально предназначался для замены фаготов в военных оркестрах. Это понятно: бас-кларнет чуть менее прихотлив, к тому же его сумрачные переливы в нижней части диапазона несколько свирепее, чем у того же фагота.
    Несмотря на свои громоздкие размеры (длина инструмента 1,2 метра) и массивную механику, бас-кларнет не уступает в беглости практически ни одному из кларнетов поменьше.
    Инструмент изготавливается из чёрного дерева (необычайно твёрдого и плотного, произрастающего в центральной Африке и на Мадагаскаре).
    Вследствие немалых своих размеров бас-кларнет оснащён шпилем для упора в пол, а также кольцом и ремешком для подвески.

    Раструб бас-кларнета напоминает раструб саксофона. Родство между этими инструментами и впрямь самое непосредственное. Сходная аппликатурная система и блестящие колористические данные бас-кларнета побуждают саксофонистов время от времени обращаться к услугам «старшего брата».

    Бас-кларнет звучит октавой ниже основного кларнета in B. Диапазон инструмента примерно четыре октавы. Нижний звук Es (ми-бемоль) большой октавы – у французских и английских инструментов, D (ре) большой октавы – у немецких инструментов.
    Нижние звуки бас-кларнета настолько богаты нечётными обертонами, что, когда инструмент играет соло, нередко слышны получающиеся в результате мажорные трезвучия.
    Среди экзотических инструментов, которые можно было бы по звучанию спутать с бас-кларнетом, назовём в первую очередь:
    Контрабас-кларнет – до сих пор слишком большая редкость, чтобы рассматривать его как серьёзный ресурс симфонической и камерной музыки. Инструмент, по конструкции близкий кларнету, контрафаготу, и саксофону, часто делается из металла и складывается из нескольких колен. Его отличает богатство звучания и впечатляющий диапазон – от ре контроктавы до ре первой октавы.

    Бессен горнБассетгорн (нем. Bassethorn «басовый рог») с нижним звуком F (фа) большой октавы и диапазоном более трёх октав. Ствол инструмента уже, чем у бас-кларнета, и это придаёт его звучанию особый характер. Бассетгорн – инструмент немецкого происхождения (изобретён около 1765 г. баварским мастером Майрхофером). Наиболее часто приводится в пример его звучание в операх Моцарта («Похищение из Сераля», «Волшебная флейта»). Размеры инструмента варьируются. Изображённый на картинке экземпляр имеет длину около 90 см.

    Рубрика | Здравствуй, музыка! | Метки Номер 3-2015

    Лев Залесский

    Рубрики
    • Мастера модернизма
    • Шедевр номера
    • Музей
    • Картинная галерея
    • Поэтическая палитра
    • Детский дизайн-центр
    • Здравствуй, музыка!
    • Педсоветы
    • Гость номера
    • Классика
    • Мастерская
    • Мы пишем прозу
    • Наши проекты
    • Под псевдонимом
    • Старая вещь
    • Чтение под абажуром
    • Кто ты?
    • Белый квадрат
    • Разные разности…
    • Вне рубрики
    • Визитная карточка
    • Лента новостей RSS
    • Twitter
    • Vkontakte
    sq_bl Журнал об искусстве «Введенская сторона» выходит при финансовой поддержке:
    - Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    - Министерство культуры Новгородской области
    - Частных благотворительных инициатив

    sq_bl Сайт зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия: Эл №ФС77-29734 от 28 сентября 2007г.
    sq_bl Мы будем благодарны, если вы разместите баннеры "Введенской стороны" на своем сайте.

     
    Архив журнала
    oldartsite7
     
    Популярные рубрики
    • Мастера модернизма
    • Педсоветы
    • Детский дизайн-центр
    • ART WEB
    • Мастерская главного редактора
     
    Контакты
    Учредитель: АНО «Старорусский Центр интеллектуально-художественного развития «Введенская сторона»

    Главный редактор:
    Николай Михайлович Локотьков
    тел. +7(921)7394979
    Арт-директор: Елена Жирова
    elena@art-storona.ru
    WEB:
    Юрий Абраменков
    web@art-storona.ru

    Адрес редакции:
    175206, Новгородская обл., г.Старая Русса, Советская набережная, д.18, кв.61
    Тел.: +7(921)7394979
    Факс: +7 8162 664472

    Яндекс.Метрика
     

    ©2021 Введенская сторона

    Меню
    • Главная
    • Архив журнала
    • Год Памяти и Славы
    • Школа искусств Art online
    • Проекты
    • ART WEB
    • Партнеры