Во всех видах искусств существует деление произведений по жанрам. Для каждого из них характерны свои основные признаки. Отличаются они друг от друга особенностями содержания и формы. Сегодня мы поговорим о музыкально-поэтических жанрах: это романс, баллада, элегия и серенада.
Романс
Cлово романс уводит нас в средние века в Испанию. В те далекие времена, помимо повседневного обычного языка существовал другой – латинский. На нем ученые писали книги, исполнялись церковные молитвы. Изучали его и в наших дореволюционных гимназиях. Латынь была признана официальным языком католической церкви. Хотя этот язык был широко распространен, доступен он был не многим. Латынь знали только люди грамотные, а их в то время было невероятно мало. И тогда, наряду с церковными сочинениями на латинском языке, стали появляться песни и стихи народного склада, которые исполнялись на романском (испанском) языке. Отсюда и название «романс». Из Испании романсы быстро распространились по всей Европе, а в конце XVIII века появились в России. Разумеется, здесь они звучали не на испанском языке, но название закрепилось.
Ранние русские романсы называют бытовыми. Композиторы часто использовали в них крестьянскую народную мелодию, поэтому во многих бытовых романсах живет душа народной песни.
Создателями русского бытового романса являются композиторы первой половины XIX века. Песня – романс неизменная сфера творчества А. А. Алябьева. Его лирика с большой глубиной отражает повседневный мир переживаний современника, которому были свойственны трагическое восприятие жизни, ощущение одиночества, тоски, отчаяния, чувство гражданского протеста, а также бескорыстной дружбы, воскресающей надежды возвышенной любви. Необычайно широк круг поэтов, на стихи которых Алябьев создавал свои романсы. Среди них Пушкин, Дельвиг, Жуковский, поэты-декабристы Грибоедов, Вяземский и другие. Очень многие романсы композитора (всего их 180) можно отнести к ряду самых выдающихся образцов вокального творчества, например, «Я вижу образ твой», «Два ворона», «Не говори: любовь пройдет», а знаменитый «Соловей» является жемчужиной алябьевской лирики.
Яркое явление в русской камерной вокальной музыке – А. Е. Варламов. Его искусство, неразрывно связанное с народными истоками, с городской песенной культурой, выделяется как одна из вершин русского бытового романса. Сочинения Варламова были на редкость популярны. Милый «Красный сарафан» пелся «всеми сословиями» и даже получил воплощение в изобразительном искусстве: появился лубок – своеобразная иллюстрация к варламовской песне. Многие романсы композитора как характерный элемент быта введены в произведения целого ряда писателей: Гоголя, Тургенева, Некрасова, Лескова, Бунина и даже Голсуорси. Содержание романсов Варламова не ограничивалось лирическими сюжетами. Здесь и патриотическая тематика («Парус»), и тема природы («Горные вершины», «Листья шумели уныло»), и тема искусства («Мечта об Италии», «Поэт», «Внутренняя музыка»). Романсы Варламова охватывают широкий по эмоциональному диапазону круг образов – от светлых до глубоко драматичных.
Народно-бытовая линия русского романса нашла свое самобытное продолжение в вокальной лирике А. А. Гурилева. К этому жанру он шел, как и все его современники, от русской поэзии, затрагивая в ней то, что казалось ему близким. Глубокой проникновенностью отличается песня «Однозвучно гремит колокольчик». С поэтической грустью передает композитор образы дальней дороги, «родные звуки» унылой песни ямщика. В своем творчестве Гурилев постоянно обращался к образам русских девушек, то задумчивых и печальных, то грациозно-кокетливых. Жанр «женского портрета» с проникновенным лиризмом воссоздан в романсах «Бедная девушка ты», «Еще на заре моих дней», «Беглянка». Написанные в тонкой прозрачной манере, они напоминают портретные миниатюры 30-40х годов – изящные акварели, выполненные художниками. Песенная мелодика Гурилева созвучна трехдольным размерам русской поэзии – анапесту, амфибрахию, дактилю. Плавность вальсового движения в сочетании с песенными интонациями придает сочинениям этого композитора оттенок мягкой чувствительности.
Младший современник Алябьева, Гурилева, Варламова – М. И. Глинка. Вокальная лирика была для него постоянной спутницей творческой жизни. Композитор завершил длительный период становления камерной вокальной культуры и обобщил на самом высоком уровне ее жанровые традиции. Глинка стремился к усложнению фактуры, к широкой концертности, виртуозности. Его романсы требуют от исполнителя тонкого и совершенного мастерства. В них использованы богатейшие возможности певческого голоса, разнообразные приемы вокальной выразительности – широкая кантилена, экспрессивная декламация, тембровое богатство, тонкая градация динамических оттенков. Глинка чутко откликался на все яркие поэтические явления. Его привлекали стихи Дельвига, романтические сочинения Жуковского, творчество Лермонтова и русского поэта-самородка Кольцова. Но ближе всего была Глинке муза Пушкина. Близость их творчества рождена внутренним родством художественных натур. Они открыли миру все духовное богатство родного народа. Музыка пушкинского стиха подсказывала композитору пластичность и гибкость мелодии, а под влиянием ритмики русского стихосложения выстраивалась четкая ясная музыкальная форма романса. Глинка тщательно работал над лирическими стихотворениями Пушкина и достиг гармонии «чувства и мысли», «формы и содержания». Всего композитор написал десять романсов на стихи поэта. Среди них: «Признание», «В крови горит», «Ночной зефир», «Адель» и другие.
Главенствует среди «пушкинских романсов» знаменитое послание к А.П. Керн – «Я помню чудное мгновенье». Это шедевр зрелой камерной лирики. Глинка создал в своих романсах высокие, совершенные образцы вокального стиля.
Многие считают, что романс – это всегда лирическое произведение, потому что рассказывает о самом личном, сокровенном. Однако, это не совсем так. За время своего существования он научился показывать различные стороны человеческой жизни. У Даргомыжского есть романс «Титулярный советник». Это маленький сатирический рассказ про бедного чиновника и важную генеральскую дочь. В другом романсе «Червяк» звучит живая интонация униженного маленького человека, который не привык говорить во весь голос. Волнующее драматическое повествование о солдате, не стерпевшем обиды, нанесенной ему офицером, мы слышим в романсе «Старый капрал». Все эти персонажи можно найти в литературе тех лет и у Гоголя («Шинель», «Записки сумасшедшего»), и у Достоевского («Бедные люди»).
Бывают романсы и без слов. Их «поет» музыкальный инструмент – скрипка, виолончель, рояль, которые как бы подражают поющему человеческому голосу. Называются они инструментальными.
К жанру вокального и инструментального романса обращались многие русские композиторы: Римский-Корсаков, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов, Шостакович.
Баллада
Баллада – это повествование фантастического или драматического характера. Само слово произошло от итальянского «балляре», что означает танцевать. Когда-то очень давно балладами назывались плясовые песни. В середине века баллады превратились в песни повествовательного склада. Рассказывалось в них об исторических событиях, о народной жизни, о рыцарских подвигах. Самой распространенной темой немецких баллад было обличение богачей, которые обманывали народ и наживались за его счет. А в английских балладах, которые возникли из крестьянских героических песен, рассказывалось о добром заступнике бедняков Робине Гуде. Был период, когда баллада переродилась в чисто литературный жанр. Она стала стихами, но в них сохранилась напевность ритма, и читались они нараспев.
В русском искусстве баллады сначала появляются в поэзии в эпоху романтизма. Этим жанром особенно увлекался В.А. Жуковский. Он был мастером стихотворного перевода и сделал достоянием русской литературы многие жемчужины мирового поэтического искусства. Его баллады стали основой музыкальных произведений. Вслед за поэтами к этому жанру обращаются композиторы: Мусоргский («Забытый»), Бородин («Море»), А. Г. Рубинштейн («Баллада»).
Одно из замечательных вокальных произведений Ф. Шуберта – баллада «Лесной царь» на слова Гете в переводе Жуковского. Она передает драматическую сцену – скачущего на коне через ночной лес с больным ребенком отца. Мальчику чудится сказочное существо, которое гонится за ним и манит к себе. Это лесной царь. Музыка пронизана тревогой и беспокойством.
Баллада, как и романс, может быть инструментальным произведением. Первым стал их сочинять польский композитор Ф. Шопен. Четыре его баллады – взволнованное, возвышенное повествование о событиях и людях. Замечательную балладу для фортепиано написал Э. Григ. Это рассказ о Норвегии, о природе, о временах легендарных походов викингов. Широко известны баллады Ф. Листа, И. Брамса, А. Лядова.
Элегия
Родина элегии – Древняя Греция. Название произошло от греческого (elegos) – жалоба, и в начале обозначало поэтическое произведение, содержанием которого была именно жалоба, обычно на неразделенную любовь. Позднее это слово приобрело более широкое значение. Так стали называть поэтические, а затем и музыкальные произведения задумчивого, печального, скорбного характера.
В конце XVIII века в русской музыке распространена вокальная элегия, как правило связанная с любовной тематикой, мотивами одиночества, утраты, тоски. Таковы элегии Глинки «Сомнение», «Не искушай меня без нужды», Бородина «Для берегов отчизны дальней». С середины XIX века развивается инструментальная элегия. Очень выразительны фортепианные элегии Рахманинова, Калиникова.
Серенада
Серенадами назывались приветственные песни, которые исполнялись ночью перед балконом прекрасной дамы. Это слово в переводе с итальянского «al sereno» - означает «на открытом воздухе».
Зародилась серенада под теплым синим небом Италии и Испании. Исполняли ее под аккомпанемент струнных щипковых инструментов, чаще всего лютни или гитары.
В XVII – XVIII веках серенадами называли произведения для небольшого оркестра. Такие серенады часто сочиняли по заказу знатных лиц композиторы Гайдн и Моцарт.
В XIX веке привлекает к себе вокальная серенада. Но это уже не песня, которую исполнял кавалер перед домом возлюбленной, а романс, предназначенный для концертного исполнения. Очень популярны: серенада Шуберта «Песнь моя», Чайковского «Спи дитя…», Глинки «Я здесь, Инезилья». Содержание вокальных серенад осталось традиционным.
Лариса Путинцева.