Когда попадаешь в огромный, сверкающий огнями зал оперного театра, чувствуешь себя словно окрыленным радостным предчувствием. Оркестранты уже настраивают инструменты. Публика неспешно рассаживается по своим местам. И этот пестрый шум обещает нечто таинственное, чудесное. Вот меркнет свет. Вспыхивает рампа. Светильники скрестили лучи на бархатном занавесе, расшитом золотыми узорами. Дирижер взмахнул палочкой, и оркестр зазвучал удивительно стройно. Начинается увертюра.
Оперный театр – совершенно особое здание. Ведь для того, чтобы проводить оперные и балетные спектакли, нужны большая сцена с техническим оборудованием (для перемещения кулис и декораций), оркестровая яма и зрительный зал, театральные мастерские, репетиционные помещения, а также кассы, гардероб, буфет и т.д. Конечно же, такому внушительному заведению требуется огромное количество работников самых разнообразных профессий. Среди них – солисты театра, хористы, оркестранты, балетная труппа, директоры, режиссеры, драматурги, балетмейстеры, костюмеры, швеи, работники сцены, специалисты по свету и звуку, вахтеры, работники гардероба, уборщики... Каждый из оперных театров (их ведь не так уж много в мире) имеет собственную неповторимую историю. Вот некоторые из них, пожалуй, самые знаменитые.
«Гранд-Опера» («Большая опера»). ФРАНЦИЯ
Ни один оперный театр мира не был в течение целых столетий таким вершителем оперных судеб, как парижская Гранд-Опера. Сюда стремились оперные композиторы многих стран. К кому-то приходили слава и богатство, других же ожидали отчаяние и безнадежность. Здесь пришло признание к Кристофу Виллибальду Глюку, тут была с триумфом принята последняя опера Россини, здесь же жесточайшее разочарование постигло Вагнера. Именно в стенах Гранд-Опера получил наиболее полное воплощение тип грандиозного и роскошного оперного спектакля. Постановочные традиции этого театра оказали большое влияние на облик оперного спектакля крупных форм во всем мировом оперном искусстве.
Гранд-Опера – крупнейший центр французской музыкально-театральной культуры. Его официальное название – «Национальная академия музыки и танца». В момент основания театр получил название «Королевская академия музыки». 3 марта 1671 г. состоялась первая постановка на новой сцене. Для этого торжественного события была выбрана музыкальная трагедия «Помона», написанная основателями театра поэтом П. Перру и композитором Р. Камберу.
В XVII-XVIII вв. в Гранд-Опера ставились преимущественно оперы французских композиторов, в частности, Люлли и Рамо. С конца XVIII в. появился также итальянский и немецкий репертуар. В XIX веке на сцене Гранд-Опера царили постановки с музыкой Россини, Доницетти, Верди. Среди премьер ХХ века отметим оперу «Мавра» Стравинского.
Свой современный облик здание театра получило в 1875 г., когда было закончено его строительство по проекту архитектора Шарля Гарнье. Фасад Гранд-Опера, обустроенный Гарнье, поражает обилием декоративных элементов. Здание стоит на возвышении, которое представляет собой несколько широких ступеней. Нижний этаж оформлен высокими арками и массивными пилонами, перед ними множество скульптурных групп. Второй этаж отличается изяществом высоких парных колонн, обрамляющих огромные окна. Роскошен и интерьер театра. Большая лестница отделана великолепным белым мрамором, свод украшен фресками Исидора Пилза, плафон зрительного зала расписан в 1964 г. выдающимся художником Марком Шагалом.
На протяжении трех веков театр является одним из центров европейской оперной культуры. Здесь пели Виардо-Гарсиа, Джулия Гризи, Карузо, Шаляпин, выступали многие зарубежные труппы, шли спектакли дягилевской антрепризы.
«Ла Скала». ИТАЛИЯ
Второй крупнейший прославленный на весь мир оперный театр – «Ла Скала» – находится в итальянском городе Милане. Он появился во второй половине XVIII в., в пору расцвета музыкально-театральной жизни Италии. Здание воздвигнуто по проекту архитектора Джузеппе Пьермарини на месте старинной церкви Санта Мария делла Скала. Его архитектурный облик определяют античная простота форм, строгость и благородство. Итальянцы чрезвычайно почитают свой театр, его славные традиции, и по праву считают театр национальным достоянием.
Здание почти без изменений сохранилось до наших дней. В глубине нижнего фойе высятся четыре мраморные статуи. Это монументы великим композиторам Италии – Россини, Беллини, Доницетти и Верди. В музее театра «Ла Скала» хранятся реликвии, дорогие для поклонников: очки Россини, светлый локон волос Беллини, гипсовый слепок руки Шопена. Привлекает внимание и небольшая афиша, оповещавшая миланцев, что 3 августа 1778 г. оперой Антонио Сальери «Признанная Европа» открывается новый королевско-герцовский театр.
История этого театра – одновременно и история итальянского оперного творчества и вокального искусства. В первой четверти XIX в. репертуар “Ла Скала” составляли произведения Чимарозы, Керубини, Цингарелли. Большую славу театру принесли постановки опер Доницетти, Россини, Беллини. Целую эпоху в развитии Ла Скала составили творения Верди. Здесь были поставлены все 26 опер композитора. Постепенно на сцене формировался стиль классического бельканто, что в переводе с итальянского означает «прекрасное пение». Он отличался особой легкостью и красотой звучания, предельной выразительностью, оттачивался в операх композиторов Пуччини, Масканьи, Леонкавалло.
В 1901 г. в миланском театре произошло выдающееся событие. В новой постановке оперы А. Бойто «Мефистофель» впервые за рубежом выступил русский бас Федор Иванович Шаляпин. Затем он неоднократно исполнял на сцене «Ла Скала» свои лучшие роли («Борис Годунов», «Иван Грозный»), открыв итальянской публике красоту и мощь русской классической оперы. Шаляпин начал новую эру в итальянском оперном искусстве; после его выступления уже невозможно было просто исполнять свою музыкальную партию (пусть и очень хорошо), нужно было и великолепно играть, создавать образ в музыкальном спектакле. Итальянские певцы усвоили этот «русский» урок и стали больше внимания уделять актерскому мастерству.
Удивительно, но в «Ла Скала» нет постоянной труппы солистов. На ведущие партии приглашаются и певцы из других стран. Неоднократно там выступали Ирина Архипова, Елена Образцова, Владимир Атлантов, Евгений Нестеренко и многие другие русские вокалисты. А итальянские артисты с огромным успехом давали спектакли на сцене Большого театра.
Берлинский оперный театр. ГЕРМАНИЯ
Старейший театр Европы. Он прошел долгий и трудный путь – от придворной труппы до ведущего музыкального театра. В XVIII в. на прусском престоле восседал король Фридрих II. Одним из украшений его двора были музыка и музыканты. Исполняя волю короля, придворный архитектор Георг Венцеслав фон Кнобельсдорф приступил к строительству театрального здания. Оно было торжественно открыто 7 декабря 1742 г. К этому же времени был создан оркестр и хор. Первым произведением, поставленным на сцене нового театра, стала опера придворного композитора Карла Генриха Грауна «Клеопатра и Цезарь». И если это произведение принадлежало перу немецкого автора, то в дальнейшем репертуар театра, как правило, включал модные тогда итальянские оперы. Это отвечало вкусам и самого Фридриха II, и его наследников.
После свержения монархии в 1818 году Берлинская опера стала государственной. На ее сцене в этот период были поставлены десятки музыкальных сочинений. За дирижёрским пультом стояли выдающиеся Р. Штраус, Л. Блех, Э. Клейбер. В спектаклях участвовали лучшие мировые певцы: Э. Карузо и Б.Джильи.
Во время войны здание театра было разрушено. После восстановления с 1955 года в знаменитом театре снова идут бессмертные творения Генделя, Глюка, Вагнера, Штрауса. Театр осуществляет интересные постановки опер и балетов П. Чайковского, С. Прокофьева, А. Хачатуряна.
Венский оперный театр. АВСТРИЯ
Немалую роль в развитии оперного искусства Европы и мира сыграл Венский оперный театр. Здание Венской оперы было построено в 1869 г. по проекту архитектора Августа Зиккарда фон Зиккардсбурга, а интерьер разработал Эдуард ван дер Нюлль. Долгое время театр считался одним из красивейших в мире. Открытие этого здания театра было ознаменовано постановкой оперы Моцарта «Дон Жуан».
В 1897 г. во главе театра стал выдающийся композитор и дирижер Густав Малер, который привлек к работе таких мастеров, как Бруно Вальтер, Франц Шальк. В тот период на сцене Венской государственной оперы были поставлены оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта» Чайковского.
В 1945 г. здание пострадало во время бомбардировки. Десять лет спектакли шли на других площадках. Новый сезон в восстановленном театре начался в 1955 г. под руководством прославленного Герберта фон Караяна.
Венская государственная опера предлагает слушателям очень разнообразный репертуар, считаясь при этом хранительницей лучших традиций венской классической школы.
Продолжение следует.
Лариса Путинцева.