Альт (Viola)
Альт – ближайший родственник скрипки и по происхождению, и по конструкции. Отличие между ними лишь в размерах (корпус альта может быть длиннее скрипичного на 6–10 сантиметров) и высоте звучания (диапазон – на чистую квинту ниже скрипичного). В связи с этим альт довольно долго играл роль так называемого среднего голоса, занимаясь гармоническим заполнением как в оркестре, так и в небольших ансамблях. Интонация альта своеобразна. Голос его иногда звучит несколько простужено, как бы «в нос». Но, порою, это создаёт ощущение некоторой изысканности альтового звука.
Альтовый смычок несколько толще и тяжелее скрипичного, а утолщённые струны не так податливы. Поэтому лёгкие, воздушные штрихи, столь естественные для скрипки, доступны лишь признанным мастерам альтовой игры.
Известными исполнителями на альте считались И. С. Бах (1685–1750) и В. А. Моцарт (1756–91). Настоящий переворот в судьбе этого инструмента осуществили Николо Паганини (1782–1840) и Гектор Берлиоз (1803–1869). Паганини обожал музицировать на альте, предрекал ему большое музыкальное будущее. А Берлиоз, несомненно, впечатлённый игрой старшего современника и его славой виртуоза, в 1834 написал симфонию с солирующим альтом «Гарольд в Италии» (по Байрону). Пророчества Паганини оправдались, и в музыке конца XIX–XX века значение альта как солирующего и ансамблевого инструмента существенно возросло.
Ноты для альта записываются обычно в альтовом ключе, обозначающем до первой октавы на третьей линейке, то есть там, где в скрипичном ключе записывается си первой октавы. Строй у альта квинтовый, как и у скрипки, струны – ля, ре, соль, до.
Виолончель (Violoncello)
На заре своей музыкальной юности (примерно в первой-второй четверти XVI века) виолончель весьма энергично меняла свой облик, габариты и конструкцию. Стандартные размеры для этого инструмента установил Страдивари в начале XVIII века.
В эпоху барокко виолончель играла роль аккомпанирующего инструмента и даже «Шесть сюит для виолончели соло» И. С. Баха (1720) не сумели преодолеть эту традицию.
После Баха крупные композиторы не писали для солирующей виолончели до начала XX века.
В XVIII веке стали появляться виолончелисты-виртуозы, крупнейшим из которых был Луиджи Боккерини (1743–1805) – автор концертов и сонат для виолончели, а также многочисленных камерно-инструментальных ансамблей, включающих сложные виолончельные партии. Вершины виолончельной литературы XVIII века – два сохранившихся концерта Гайдна.
В эпоху романтизма виолончель удостоилась чести олицетворять в программной музыке героическое мужское начало. Её взволнованный голос проникновенно зазвучал в произведениях Шуберта, Шумана, Мендельсона, Шопена, Брамса, Рихарда Штрауса.
Взлёт популярности виолончели во 2-й половине XX века во многом связан с творчеством Мстислава Ростроповича, для которого писали выдающиеся композиторы разных поколений, в числе которых Прокофьев, Шостакович, Бриттен и многие другие.
При игре виолончель держат между коленей. Регулируемый по высоте шпиль для упора инструмента в пол был известен уже в XVIII веке, однако всеобщее признание получил только в конце XIX-го.
Виолончель, более чем в два раза крупнее скрипки. Главные параметры инструмента приблизительно следующие: общая длина – 120 сантиметров; длина корпуса около 75 сантиметров; толщина корпуса около 11 сантиметров. Подставка выглядит гораздо более мощной, чем у скрипки или альта, её высота – 9 сантиметров.
Ноты для виолончели записываются чаще всего в басовом ключе. Диапазон виолончели составляет 3,5 октавы, как у скрипки и альта, но смещён ещё ниже. Строй – квинтовый, струны настраиваются на октаву ниже соответствующих струн альта – ля, ре, соль, до.
Контрабас (Double Bass)
Стоит войти в здание музыкального училища или консерватории, как вы услышите странные звуки, похожие на те, что возникают при перетаскивании старинных гардеробов. Не пугайтесь, вас не придавят огромным шкафом – это репетируют контрабасисты.
Контрабас – самый крупный инструмент скрипичного семейства и, без сомнения, обладает одним из самых низких голосов в составе оркестра.
Покатые плечи контрабаса, плавно переходящие в шейку грифа, напоминают нам о характерных внешних особенностях предков смычковых – старинных виол.
Сходство не исчерпывается внешним видом, ибо контрабас остался приверженцем строя виол. В отличие от остальных смычковых инструментов контрабас настраивается по квартам вверх от нижней (четвёртой) струны ми контроктавы. Третья струна – ля, вторая – ре, первая – соль, а звучат они октавой ниже написанного. Чтобы удерживать строй его мощных струн уже недостаточно колковой механики, действие которой основано на силе трения, как у скрипки, альта и виолончели. У контрабаса за натяжение струны отвечает так называемая червячная пара.
Группа контрабасов – важнейший компонент басовой основы оркестра. Современные симфонические оркестры имеют, как правило, не менее восьми контрабасов.
Среди самых значительных камерно-инструментальных ансамблей с участием контрабаса – сочинения Бетховена, Шуберта, Глинки, Дворжака.
Многие композиторы XX века также охотно использовали контрабас как ансамблевый инструмент с богатыми возможностями; одна из специфических особенностей современных партий контрабаса – расширение его диапазона за счёт флажолетов, которые на этом инструменте звучат превосходно.
В джазе на контрабасе играют преимущественно пиццикато.
Контрабас опирается на регулируемый по высоте шпиль и удерживается в игровом положении всем телом и левым коленом исполнителя. Иногда музыканты во время игры сидят на специальных высоких табуретах.
Средние размеры трёхчетвертного контрабаса, который исполнители часто предпочитают довольно громоздкому полномерному инструменту, – следующие: общая длина около 188 сантиметров; длина корпуса (или кузова, как его чаще называют) – 112 сантиметров; толщина по бокам – 18,5 сантиметров; высота подставки – 16,8 сантиметров; длина смычка – 66–69 сантиметров.