«Искусство не воспроизводит нечто видимое, оно делает видимым постигнутое в размышлениях…»
Пауль Клее
Пауль Клее (нем. Paul Klee, 1879–1940) – швейцарский художник, один из самых крупных живописцев и графиков XX века, музыкант, поэт, педагог, практик и теоретик искусства, философ.
Пауль Клее родился в 1879 году в Швейцарии, в небольшом городке Мюнхенбукзе. Светлый, уютный родительский дом Клее располагался в очень красивом месте и был всегда наполнен музыкой, слышать и слушать которую с раннего детства стало для мальчика и бесконечным наслаждением и просто необходимостью. Очень рано он научился играть на скрипке и был настолько талантлив, что уже в 11 лет стал специальным участником оркестра Бернской музыкальной ассоциации. При этом Пауль обожал рисовать и писать стихи, а учёба в бернской гимназии казалась ему нудным и абсолютно ненужным занятием: «Я чувствовал себя мучеником, я любил заниматься только тем, что было запрещено, – писать и рисовать». В 19 лет он начинает изучать живопись в Мюнхенской академии изобразительных искусств, искренне полагая, что совершить серьёзное творческое открытие можно только средствами живописи, ведь в музыке «всё лучшее уже было создано Бахом, Бетховеном и Моцартом».
Первая выставка картин Пауля Клее была открыта в Берне в 1910 году. Красивые клеточки, квадратики и кружочки его живописи воспринимались публикой очень тепло и нежно: они как бы приближали зрителя к давно ушедшему детскому восприятию мира. Живопись Клее уверенно входит в большую моду, а сам он знакомится с художниками группы «Синий всадник» и Василием Кандинским, участвует в совместных выставках, много путешествует, открывает для себя Ван-Гога, Сезанна и Матисса. В 1914 году Клее едет в Тунис и Египет: арабская архитектура, каллиграфия, египетские иероглифы и шумерская клинопись вдохновляют художника на создание собственного символического алфавита – абстрактного «языка живописи». Клее начинает писать картины образнографическое
содержание которых гармонично складывалось в бесконечный горизонт интерпретаций. Своё искусство художник постоянно письменно обосновывает, теоретические тексты Пауля Клее насчитывают тысячи листов рукописей, а занятия живописью становятся для него свободным путешествием в страну глубоких истин. «Набросаем, совершим с помощью топографического чертежа маленькое путешествие в страну глубоких истин, – пишет Клее. Над мёртвой точкой поместим первое движение-деяние (линию). Вскоре следует остановка, переведём дыхание (прерывистая или, при нескольких остановках, расчленённая линия). Бросим взгляд назад, как далеко мы уже ушли (обратное движение). Оценим мысленно дорогу туда и обратно (пучок линий). Нам препятствует река, воспользуемся лодкой (волнистое движение). Там, выше по течению, должен быть мост (несколько дугообразных линий). На той стороне нам встретится попутчик, тоже устремлённый туда, где таятся великие истины. Поначалу, объединённые радостью (сочленение линий) мы затем постепенно обнаруживаем различия (две линии идут самостоятельно). Возникает определённое возбуждение с обеих сторон (выразительность, динамика и психология линии). Мы идём по невспаханному полю (плоскость с прочерченными линиями), потом по густому лесу. Мой спутник заблудился, ищет дорогу и даже одни раз прочерчивает классическое движении бегущей собаки.
И я не могу более оставаться совсем спокойным: над долиной ещё одной реки лежит туман (пространственный элемент). Вскоре воздух снова проясняется. Корзинщики возвращаются домой на своей повозке (колесо). С ними ребёнок, забавные локоны на голове (винтовое движение). Потом становится вдруг душно и сумрачно (пространственный элемент). Молния на горизонте (зигзагообразная линия). Над нами ещё видны звёзды (россыпь точек). Скоро мы достигаем своего первого прибежища. Перед тем, как заснуть, мы вспоминаем некоторые картины своего пути. Ведь подобное маленькое путешествие оставляет
сильное впечатление».
Это описание является наилучшим объяснением задачи, которую поставил и решил Пауль Клее – «создать произведение, обладающее огромной широтой охвата, благодаря всей области элементарного, предметного, содержательного и стилистического в целом».
Творческое наследие Клее составляют более десяти тысяч живописных и графических работ. Художник писал картины акварелью, пастелью, маслом, темперой, чернилами, делал офорты, часто использовал разные техники в одной работе. Он писал картины исключительно по-своему, не следуя строгим принципам того или иного направления. Ему удалось и прочувствовать экспрессионизм, сюрреализм, абстракционизм, кубизм, футуризм, примитивизм и создать свой, глубоко аутентичный стиль, в котором нет агрессивного созидательного пафоса авангарда XX века, а есть музыка, переживание и гармония страны глубоких истин.
Елена Жирова.