«Надо знать ремесло, р у к о м е с л о,
тогда с пути не собьёшься!»
Валентин Серов
Валентин Александрович Серов (1865-1911) – классик русской живописи, исключительно одарённый художник, талантливый график, педагог, член Совета Третьяковской галереи, участник объединений «Товарищество передвижных художественных выставок», «Мир искусства», «Союз русских художников, ключевая фигура в русском изобразительном искусстве рубежа XIX-XX веков.
Крупнейшая ретроспектива творчества Валентина Серова – выставка «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» состоялась в Государственной Третьяковской галерее в 2015 году. Это было самое ожидаемое культурное событие года – впервые за последнее столетие были собраны вместе работы художника из восемнадцати российских и пяти зарубежных музеев, четырёх частных собраний. Среди привезённых шедевров были, например, портрет Марии Львовой (1895. Музей Орсе, Франция) – двоюродной сестры художника, которая изображена в знаменитой «Девушке освещённой солнцем» (1888), портрет Марии Акимовой (1908. Национальная галерея Армении), который сам Серов считал одной из лучших своих картин, портрет императора Александра III (1899. Офицерский фонд Королевской лейб-гвардии, Дания), а также грандиозный, 554 х 810 см., занавес для балета «Шехерезада» на музыку Н.А. Римского-Корсакова, созданного для Русских сезонов С. Дягилева (1911. Собрание семьи М.П. Растроповича и Г.П. Вишневской). На выставке можно было увидеть работы, выполненные В. Серовым в разных жанрах и самой разнообразной технике: карандашом, маслом, углём, сепией, пастелью, гуашью, акварелью и темперой. «Особенно хочу отметить по-настоящему всенародное внимание к выставке Валентина Серова, – говорит Генеральный директор галереи З.И. Трегулова, – посмотреть её приходит и молодёжь, и семейные пары, и молодые мамы с малышами в колясках или на руках, а также старшее поколение зрителей… В их числе не только москвичи. Люди специально приезжают в столицу из других регионов России и из-за рубежа, чтобы увидеть юбилейную экспозицию произведений любимого художника. За три месяца работы выставки на ней побывало более 360 000 человек. В праздники количество посетителей доходило до 7000 в день. Это абсолютный рекорд для Третьяковской галереи!»
Действительно, живую силу творчества Валентина Серова ощущают сегодня очень многие люди, и притом люди совершенно различные по своему кругозору и эстетическому взгляду. Кроме того, Серова-художника охотно признают своим все направления русской школы живописи. В станковой и монументальной живописи, графике, театральном и декоративно-прикладном искусстве одинаково ярко проявилась исключительная одарённость и работоспособность мастера. «Что же такое живопись Серова? – спрашивал художественный критик, искусствовед Сергей Маковский, и отвечал: – Урок русской живописи. Серов стремился вперёд, сохраняя лучшее наследие прошлых лет нашей школы».
В основе собственного метода рисования художника лежало единственное правило, сформулированное профессором Императорской Академии художеств П.П. Чистяковым, в мастерской которого в 1880 г. начал своё обучение юный Серов, – внимательное исследование натуры и постижение искусства великих художников прошлого. Копируя Рембрандта, Веласкеса, Веронезе, Валентин Серов прежде всего пытается осмыслить, приблизиться и перенять оригинальный почерк письма великих мастеров. Такая манера учёбы была самой впечатляющей особенностью Серова, основой его художественной сущности и творческой позиции. Казалось, как ему нужно учиться, Серов интуитивно понял с самых ранних лет. Когда девятилетнего Серова удивили работы Кеппинга (немецкий художник, график), то он упросил художника взять его с собой на этюды. Маленькому мальчику не надо было слов и объяснений, он просто присаживался около Кеппинга и обыкновенно рисовал то же, что тот писал. В каждом интересном для него мастере Серов выбирал и постигал только ремесло, или руку автора, разгадав которую, стремился воплотить эту тайну в своих работах. «Серов был одной из самых цельных особей художника-живописца», – вспоминал Репин, великий художник и первый наставник Валентина Серова. Его чрезвычайную гибкость и способность вбирать в себя чужой художественный облик часто отмечал П.П. Чистяков, повторяя, что в такой мере, какая был отпущена Богом Серову, всехудожественного постижения в искусстве, он ещё не встречал ни в каком другом человеке. Не любящий многословия, сам никогда не просящий разъяснений и доходящий до истины только своей догадкой и молчаливым, упорным «подсаживанием» Серов тщательно отбирал драгоценные штрихи для своего ремесла. Интересно, что в бытность свою профессором, преподавателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества Серов так начинал своё учительство: «Объяснять не умею, – вот глядите, как пишу: хотите, пишите так же, а не хотите, как знаете сами…» – он очень не любил учить тех, кто сами не догадывались, как им учиться, ведь иного ученичества, кроме как «подсесть и писать так же» Серов не признавал.
От Репина к Чистякову, от Чистякова к Врубелю и Коровину, потом к Веласкесу, Цорну, Левитану, Бенуа, Пикассо, Баксту, Энгру и Рафаэлю, многотрудно и уверенно приближался Валентин Серов к воплощению своей мечты – постижению собственно ремесла, как традиции, объединяющей все поколения художников, такого «рукомесла, с которого не собьёшься», которое должно быть и принадлежать русскому искусству.