«Рисовать – всё время рисуй! ... Надо рисовать десять лет
по пяти часов в день – после этого поймёшь,
может быть, как рисовать…».
М. Врубель
Михаил Александрович Врубель (1856–1910) – великий, необыкновенно сложный и прекрасный русский художник, модернист, по словам И.Э. Грабаря, «лучший акварелист во всей истории русского искусства».
В 1906 году в Париже состоялось уникальное международное художественное событие: открыла свою работу большая, состоявшая из 750 произведений, ретроспективная выставка русского искусства – «Два века русской живописи и скульптуры». Экспозиция выставки располагалась в десяти залах Гран-Пале, где были представлены и древнерусские иконы из собрания Н.П. Лихачёва, и портреты ХVIII века, и молодые художники Кузнецов и Ларионов, и мастера «большой тройки» – Врубель, Серов, Коровин, а также Малявин, Сомов, Бенуа, Бакст, Грабарь, Кустодиев, Остроумова-Лебедева и многие другие. Интересно, что целый зал был отведён работам Михаила Врубеля, в то время уже тяжело больного и ослепшего. В этом зале регулярно можно было наблюдать Пабло Пикассо, подолгу изучающего картины. Позднее он напишет: – «Я часто прибегаю к крайним возможностям чисто «скульптурной» трактовки, к острому очерчиванию плоскостей. Это есть в африканской скульптуре, в русской иконе, это было у Врубеля». На совершенно особенное понимание Врубелем формы предметов, изумительную обрисованность и кристаллобразность его живописной техники обратила внимание и французская пресса. Знатоки и любители живописи восхищались картинами Врубеля, а в России его популярность достигла высшей точки. Академия художеств присваивает художнику звание академика, «по Врубелю» и «под Врубеля» пишутся декорации к операм, создаются театральные костюмы и архитектурные проекты, рисуют и даже вышивают.
Сегодня путь Врубеля в искусстве детально исследован, оценки его творчества разнятся от полного неприятия до абсолютного утверждения – Врубель истинный гений. Однако все авторы едины в одном мнении: Врубель – особенный, у него особый стиль, особая манера, он сам себе направление и метод.
Неповторимо-индивидуальный стиль Врубеля берёт начало в его рисунках и акварельных эскизах. С. Мамонтов, часто наблюдавший Врубеля за работой, вспоминал: «Самая техника рисования М.А. не имела ничего общего с тем, что внушают юношеству патентованные учителя рисования. Он не признавал общего контура изображаемого предмета, считая, что эта линия выдумана людьми и не нужна художнику. Рисуя, он набрасывал на бумагу или на холст отдельные мозаичные клочки тени, причём придавал им обыкновенно прямолинейные очертания. Видя начало его работы, никогда нельзя было по этим пятнам угадать, что именно он хочет изобразить, и только потом рисунок поражал привычный глаз своей смелостью и рельефностью, а для непривычного часто навсегда оставался загадочной картинкой».
Видеть форму предмета, строить рисунок мелкими планами, передавать их плоскостями, одновременно выстраивая ими криволинейные объёмы научил Врубеля академический профессор Павел Чистяков. Своих учеников, среди которых были Репин, Суриков, Поленов, Васнецов, Серов, он учил не «срисовыванию», а сознательному рисованию и структурному анализу формы: «…искусство требует мастерства вполне сознательного… рисовать – значит, соображать». Необходимо, считал Чистяков, «не самоцельно обучаться рисовальной грамоте, а, главное – развивать потенциал умного зрения, как можно больше читать, тренировать мозги и чувства». «Когда я начал занятия у Чистякова, – писал Врубель, – мне страшно понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено». Учился Врубель фанатично и беззаветно, с огромным упоением погружаясь в красоту структурной вязи любой натуры, стараясь как можно ярче передать невидимый душевный трепет своего любования красотой её форм. Врубель «рисовал не как все, – вспоминал сокурсник художника Михаил Нестеров, – рисовал с напряжённым вниманием, выслушивая, нащупывая глазом, мозгом, чутьём тонкого наблюдателя тот предмет, который хотел постичь раз и навсегда».
Конструирование рисунка по Чистякову стало для Врубеля основой поиска и создания собственного изобразительного почерка. Скрупулёзно, вдумчиво и внимательно постигая тайны высокого ремесла, Врубель как никто из художников оказался способен придать рисунку станковый характер и фантастическое звучание, сотканное из душевных переживаний, глубоких эмоций, классических образов и бесконечности времени.
Елена Жирова