Даже в самом простом на вид предмете настоящий художник может достичь вершин изобразительного мастерства и той глубины чувствования, которая находит в нас мгновенный отклик»
Джорджо Моранди
Джорджо Моранди (итал. Giorgio Morandi, 1890–1964) – выдающийся итальянский художник, чьё творчество характеризуется как совершенно самостоятельное явление в искусстве ХХ века.
В знаменитом, благородном и ученом итальянском городе Болонья на Виа Фондацца находится Дом-музей известного во всем мире художника – Джорджо Моранди. Здесь он родился, прожил всю жизнь и написал большинство своих картин. Всецело погруженный в собственное творчество, он, практически, не покидал этот родительский дом и выезжал за границу всего лишь дважды и то в последние годы жизни. Благодаря сестре Марии Терезе Маранди, сегодня тут можно увидеть значительную коллекцию картин художника, его книги, письма, документы, и, конечно, его мастерскую-лабораторию: просторное помещение с окнами во двор, наполненное кувшинами, вазами, бутылками, чашками, коробками, графинами, сосудами, раковинами – теми предметами, которые в разных сочетаниях он рисовал постоянно, из года в год. Эти, намеренно простые и обычные вещи, лишенные какой-либо символической значимости, в живописи художника выполнены с такой проникновенностью, что становятся воплощением абсолютного пластического начала и художественным решением той творческой задачи, которую самостоятельно поставил перед собой мастер.
Академическую живописную школу Моранди изучал в Болонской Академии изобразительных искусств. Он увлеченно исследовал традиции итальянского Возрождения: «Среди средневековых художников меня особенно интересуют тосканцы, – напишет Моранди в своей автобиографии, – прежде всего Джотто и Мазаччо. Что же касается современных художников, я считаю, что Коро, Курбе, Фаттори и Сезанна можно справедливо назвать наследниками славных традиций итальянской художественной школы». Кроме того, в письмах разных лет, Моранди упоминает о тесной связи своего мироощущения с творчеством Пьеро делла Франческа, Беллини, Тициана, Франсиско де Сурбарана и Шардена. В первое десятилетие после окончания Академии Моранди активно рисует, создает образные композиции, автопортреты, пейзажи, самостоятельно изучает гравюру и, одновременно, преподает рисование в начальной школе, участвует в коллективных выставках и творческих группах. Впоследствии Моранди уничтожит большую часть своих ранних работ, но, например, сохранившийся «Пейзаж», 1913, определяет художника как изысканного колориста. Цветовая гамма этой работы созвучна импрессионизму , она наполнена тончайшими нюансами и переливами света, в ней столько тепла, солнца и радости, что любоваться ей можно бесконечно. Натюрморты 1916–1920-х годов написаны Моранди в пределах метафизического направления, в них на языке классической живописной традиции художник решает проблему пространства и пластической формы. Уподобляя свои натюрморты академической штудии, он, прежде всего, стремился выявить в них реальный предмет.
В 1930 г. Моранди возвращается в Академию уже в качестве профессора и до 1956 г. преподает гравюру. Его заслуженно считают одним из лучших европейских мастеров гравюры, сравнивая с Рембрандтом («Деревья перед домом», 1933; «Белая дорога», 1933; «Пейзаж с большим тополем», 1927; «Вид на Монтаньоле», 1932). Работая «черным по белому», Моранди применяет сложнейшую технику вытравливания поверхности с использованием кислоты и грунта, который готовит самостоятельно. Он демонстрирует высокое мастерство поперечной штриховки, с помощью которой добивается передачи 12 различных оттенков серого и черного. Но несмотря на искреннее признание и художников, и критиков, и зрителей, Моранди старается отгородиться от мирской суеты и целиком погружается в собственное творчество.
Работая в технике масляной живописи и офорта, Моранди сосредоточился на очень простом мотиве – всего несколько сосудов при различном освещении, под разными углами зрения. Художник обращается к сфере обыденного восприятия. Творчески осваивая эту сложную тему, Моранди стало очевидно, что первоначально предмет должен просто быть, физически присутствовать в мире, а задача художника как раз и состоит в способности передать конкретное и неосязаемое ощущение восприятия. Поэтому в новых работах (натюрморты, созданные в 1948–1962 гг.) мы не находим никакого повествования, но при всей своей абстрактности они кажутся абсолютно понятными, гармоничными и осязаемыми. Перед нами изображения полностью осознанных моментов, передающих опыт созерцания, или самопознания. Это не размышления о вещах, ведь предметы в композициях могли быть иными, это философское со-бытие, когда незримое присутствие художника в одном пространстве с изображаемыми объектами сообщает живописи фантастический магнетизм.
Поздние творческие работы Моранди прочно связали восприятие и личность художника, они приблизили нас к объяснению иного художественного мышления, позволяющего раскрыть пластическую чистоту конкретного образа силами внутреннего мира художника.
Елена Жирова.