Мартирос Сергеевич Сарьян (1880-1972) – блистательный живописец, талантливый график и театральный художник, крупнейший мастер армянской живописи XX века, Народный художник СССР, выдающийся общественный деятель.
Мартирос Сарьян принадлежит к поколению известных мастеров русского искусства начала XX века, но и сегодня для очень многих любителей живописи его творческий почерк остаётся удивительно современным и интересным. «Картины Сарьяна, – пишет А. Эфрос, – ярки, но не пестры; они многоцветны, но не разноцветны; их красочная полифония направлена вглубь, а не наружу; пятна скорее мерцают, чем горят; они мягки и гибки, а не жёстки и не натянуты. К ним хочется возвращаться». И это, действительно, так: «сарьяновские пейзажи», «сарьяновские» краски, «сарьяновскиe» сюжетные мотивы всегда притягивают внимание зрителя, незаметно пробуждая желание вдумчиво наслаждаться красивым и добрым миром художника.
Творческий путь Сарьяна начинается в 1897 году, когда он, в возрасте 17 лет, становится студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Ему посчастливилось учиться у настоящих мастеров – известного русского импрессиониста Константина Коровина и замечательного живописца Валентина Серова. Студенческие работы, выполненные Сарьяном, свидетельствовали не только о его природной одарённости, мастерстве и глубоком уважении к своим педагогам, но были и ярким примером поиска собственного изобразительного языка. «Самый трудный период моей жизни, – вспоминает Сарьян, – это время первоначальных исканий. Проторенные дороги не удовлетворяли меня. Я решил следовать своим собственным устремлениям».
Первые самостоятельные работы Сарьяна были связаны с увлечением символизмом. Вместе со своими однокурсниками?– Павлом Кузнецовым, Петром Уткиным, Сергеем Судейкиным, Николаем Сапуновым он принимает участие в выставке «Алая роза», которая проходила в апреле 1904 года в Саратове. Эта выставка стала первым выступлением содружества русских художников-символистов, желающих «быть цельными, всегда собою, быть, как цветы». Несколько акварельных работ, показанных здесь, Сарьян объединил под названием «Сказки и сны». «Все, что я писал с 1904 года, – вспоминал художник, – было сплетением реальности и фантастики. Реальности, потому что я писал под впечатлением увиденного; фантастики, поскольку я синтезировал это в своём воображении». Простой и необыкновенно поэтичный сюжет первых работ этой серии – «Вечер в саду» (1903), «Восточная сказка» (1903), «У реки. Сказка» (1903), «Вечерняя прогулка. Сказка» (1904), «Король с дочерью. Сказка» (1904), «Пейзаж. Гора Арагац» (1904), «Сказка» (1904), «Сказка. Райский сад» (1904), «У воды. Сказка» (1904), «У родника. Сказка» (1904), «Озеро фей» (1905), «Чары Солнца. Сказка» (1905), – рассказывает нам о красоте и бесконечности жизни, о человеке, которому принадлежит этот мир, о счастье чувствовать и понимать гармонию природы. Непривычное сочетание условности и реальности было живописно точно передано Сарьяном акварелью: обобщённые силуэтные формы, плавные поющие линии, красочные переливы цвета. Но желание насладиться цветом, усилить контрасты синих, абрикосовых, зеленых тонов, показать ослепительно знойный свет солнца приводит Сарьяна к письму темперой, в технике которой написан второй цикл «Сказок и снов». В картинах «Поэт. На склонах Арагаца» (1906), «Вечер в горах» (1907), «Под деревьями» (1907), «У колодца. Жаркий день» (1908), «В тени» (1908) – живописная манера художника приобретает собственные черты, цветовая палитра наполняется чистыми лучами красок и главным смыслом сюжета становится радость созерцания природы «как единого живого существа». Последующие выступления Сарьяна на выставках «Голубой розы», «Союза русских художников», «Мира искусства» приносят ему заслуженный успех и ряд работ приобретает Третьяковская галерея.
Естественно, что искусство Сарьяна, как и любое крупное явление в живописи, развивалось благодаря достижениям Мирового искусства. Так, творчество Ван-Гога, Гогена, Матисса было очень созвучно художественному темпераменту Сарьяна. Ван-Гог пленил его выразительностью живописной техники, эмоциональностью восприятия. Гоген привлёк Сарьяна цветовой насыщенностью, россыпью красок. В Матиссе Сарьян нашёл декоративную яркость, орнаментальную красоту и простоту выразительных средств. Живя в России, он стремился уйти от прозы жизни, страстно погрузившись в творческий поиск.
«Необходимо было побороть в себе школу серую и навязчивую и найти собственную технику, не пользуясь чужим» – говорил Сарьян о своих исканиях периода «Сказок и снов». И именно в этих работах уже ощущается то, что станет в дальнейшем характерной чертой сарьяновского искусства – условный образ, фантастический сюжет, волшебная гармония цвета – всё пронизано тонким ощущением реальности, атмосферой живой и трепетной.
В конце своей жизни, в возрасте 90 лет, Сарьян написал картину «Сказка». В ней он фантастически сказочно рассказал нам о том, что действительно происходит на Земле: что Космос бесконечен, что ночь уносит зло, а Солнце освещает новый день, утверждая вечную жизнь.
Елена Жирова.