Инсталяции

Инсталляция, от англ. Installation – размещение, установка, монтаж. Так называют пространственные композиции, построенные или собранные из самых разнообразных вещей или предметов, как созданных художником, так и взятых в готовом виде. Вступая в неординарные комбинации, вещь освобождается от своей утилитарной функции, выявляя новые смыслы и значения. Основоположниками инсталляции были дадаист М.Дюшан и сюрреалисты. Эту традицию подхватили художники поп-арта и других направлений современного искусства: Р.Раушенберг, Д.Дайн, Г.Юккер. В России некоторые экспозиционные проекты Эль Лисицкого конца 1920-х годов можно отнести к инсталляции, в дальнейшем – В.Комар и А.Меламид, Д.Пригов, И.Макаревич, Е.Елагина, группа «Инспекция Медицинская герменевтика» занимались этим искусством. Наибольшей известности достиг И.Кабаков.

Набоков вспоминал, какое поразительное впечатление произвела на него забытая кем-то женская перчатка среди пыльных музейных экспонатов. Случайная инсталляция… А если специально организовать пространство, расставить предметы, впустить туда зрителя, рассчитывая на эмоцию, взаимопонимание? Да мы делаем это каждый день, входя и выходя из различных «пространств». Можно утверждать, что инсталляция не только самое распространенное искусство, но и просто – тотальное. Ваша квартира, офис, мастерская или школьный класс – всё это в той или иной мере собрание предметов (иногда вами же и изготовленных или принесённых откуда-нибудь) с определёнными посланиями, или, как говорят, культурными кодами. Другое дело, что скучный ряд парт или плакаты на стене настолько замылили глаз, информация, несомая ими, настолько банальна, что её как бы и нет. Но стоит посадить за парту взрослого человека, или, например, большого игрушечного тигра, сразу в голове возникает тревожный зумм – что-то не так, появился новый смысл. А если просто поменять точку зрения, скажем, сесть на пол?. Одну из своих лекций по современному искусству я так и начал – под столом. Уверяю вас – эффект был потрясающий.

Первая инсталляция в СССР появилась в 1973 году. Это проект В.Комара и А.Меламида «Рай». Обычная квартира была заполнена самодельными и готовыми символами мировых и вымышленных религий и посещалась под музыку и при свете фонарика. Пожалуй, самые известные произведения этого вида искусства создал Илья Кабаков. Истоком его инсталляций явились сделанные им проекты воображаемых выставок, состоящих только из листов с комментариями («Муха с крыльями»,1982 г.). За ними последовали инсталляции с развешанными по комнате предметами, к каждому из которых была привязана записка («16 верёвок»,1986 г.). Кабаков первым применил принцип коридора, по которому идёт зритель и видит постепенно изменяющееся пространство. Например, в «Красном вагоне» (1991 г.) отражены все стадии коммунистической утопии, от революционного пафоса к скучному финалу. Кстати, в Екатеринбурге, в Музее молодёжи Урала экспозиция, посвящённая истории гражданской войны, выглядит так: большая пустая комната с вздыбленным так, что трудно стоять, полом. У дальней стены, как бы на горизонте: «радуга», т.е. огромная дуга, сваренная из кавалерийских труб. Наше поколение хорошо помнит тщательно создаваемый романтический образ той войны – и «Чапаев», и даже «комиссары в пыльных шлемах», и многое другое. И каким шоком стало появление «Конармии» Бабеля, того же «Комиссара» Аскольдова, трифоновского «Старика». Мне кажется, что инсталляция в музее поставила страшный вопрос, а Кабаков на него ответил.

Есть инсталляции, меньше «работающие» с пространством. Например, Й. Бойс выставил однажды самолёт чуть ли не в натуральную величину, но сделанный из… валенок, да ещё обмазанный каким-то жиром. Оказывается, он воевал лётчиком во время второй мировой войны. Был сбит над Крымом, но уцелел, и крымские татары выходили его с помощью войлока и барсучьего жира. Много лет спустя появилась такая глубокомысленная инсталляция (на грани объекта). Вроде бы интересно, но поди догадайся.

Очевидно, что инсталляция восстанавливает претензию искусства на овладение большими, нагруженными, а то и сакральными пространствами. Раньше это был храм, теперь музей. Но и от музейного пространства инсталляция стремится освободиться. Расхожее утверждение, что картина?– это то, что висит на стене, а скульптура – то, на что можно посмотреть сзади, добавляется третьим: инсталляция – то, куда можно войти и тем самым снять все смыслы, заданные галереей, музеем и т.п.

Инсталляция реализует ещё одну затаённую мечту искусства – впустить зрителя в своё пространство (как в мультфильме «Вовка в тридевятом царстве»), и не только впустить, но и поводить за ручку, рассказать, совсем политературному, что она из себя представляет. Получается, что инсталляция захватывает область философии (интеллектуальный проект) и литературы, оставаясь при этом изобразительным искусством.

Но есть одна опасность. Художник может нас обмануть. Нарвать, например, газет, рассыпать по полу и заявить – вот, дескать, очередная стадия информационного общества, а вы как бы попираете её ногами. По сути, верно, но… испытываешь чувство неловкости. Или нальёт грязи на пол, проложит доски, как на известной картине Ю.Пименова и предложит пройтись. Идёшь, балансируешь, чтобы не упасть, и хочется скорее домой, в информационно-банальную среду, где стоит одиноко гипсовая головка Нефертити. Или не хочется?

P.S. Прочёл в рекламе: «Инсталляция унитазов». Чест­ное слово, не знаешь, что и думать – промышленная это выставка или художественная?

sq_bl Сергей Пухачев.

Оставить комментарий