ХРОМОЛЮМИНАРИЗМ

«Я хочу свести фигуры современных людей к их сути, заставить их двигаться так же, как на фресках Фидия, и расположить на полотне в хроматической гармонии»
Жорж Сера

 

Жорж-Пьер Сёра (1859 – 1891) – известный французский художник, один из самых ярких лидеров постимпрессионизма, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального живописного метода дивизионизма и особой техники письма пуантилизма.

В постоянной коллекции живописи Института искусств Чикаго находится всемирно признанный шедевр – картина Жоржа Сёра «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт». Именно благодаря этой работе в истории искусств появилось новое художественное течение – неоимпрессионизм, или по более точному определению самого художника, – хромолюминаризм.

Впервые «Воскресная прогулка» была представлена публике в 1886 г. в Париже на восьмой, последней, выставке импрессионистов. Интересно, что реакция зрителей на неё была не просто отрицательной: общее непонимание и раздражение бурно переходило в полную неприязнь, грубые насмешки и злые упрёки. Однако серьёзные критики удостоили картину очень высокой оценки, в частности, Феликс Фенеон отмечал, что Сёра «предлагает полную и систематическую парадигму новой живописи», а Камиль Писсаро был убеждён, что «это искусство – шаг вперёд, и в определённый момент оно даст поразительные результаты». Действительно, так и произошло: убеждёнными сторонниками живописного метода Жоржа Сёра стали многие художники, например, Поль Синьяк, Льюсьен Писсаро, Анри Кросс, Шарль Ангран, Максимильян Люс, Ипполит Птижан, Тео Ван Рейссельберге, Джованни Сегантини; за самим методом утвердилось название дивизионизм (фр. divisionnisme – разделение, дробление), а оригинальная техника письма, которая возникла на его основе, стала называться пуантилизм (фр. pointillisme – точечность).

Картину «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт» Сёра писал два года. Расположенный в пригороде Парижа остров был самым популярным местом отдыха горожан. Уютные парки и тихие пляжи острова были необыкновенно живописны, размеренные, неторопливые прогулки отдыхающих словно подчёркивали манящую атмосферу светлого счастья, и воскресная жизнь парижан превращалась здесь в радостный, домашний праздник, тайну которого и стремился запечатлеть Сёра. Постоянно возвращаясь на остров и наблюдая за отдыхающими, художник делает несколько этюдов и множество набросков. Пытаясь понять сущность цвета, Сёра пишет свои этюды на маленьких дощечках – крокетонах (фр. croquis – эскиз). Выполненные на натуре, они сохраняли для художника самое главное – палитру красочного слоя и живую вибрацию найденных мазков. В отличии от импрессионистов Сёра всегда проверял разумом свои визуальные наблюдения. Следуя собственному убеждению, что в основе живописи лежат объективные законы природы, Сёра обстоятельно и подробно изучает цвет. Стихию свободного мазка он стремится объяснить научно, согласно закону дополнительных цветов. В своих рассуждениях художник опирается на исследования американского физика, профессора Огдона Николаса Руда – монографию «Научная теория цветов», вышедшую во французском переводе в 1881 году, научные труды учёного-химика М.Э. Шеврёля («О законе одновременности контраста цветов») и Д. Саттера («Феномены видения»), Ш. Блана («Грамматика искусства рисунка»), Ш. Анри («Введение в научную эстетику»). Сёра приходит к заключению, что цвета поступают на сетчатку глаза как разной длинны световые волны и там смешиваются, поэтому красочные пигменты живописной палитры необходимо наносить на холст «точка за точкой» чистыми основными цветами – красным, синим и жёлтым, естественно создавая определённый оптический эффект в глазу зрителя. «Если в картине Сёра, – писал Феликс Фенеон, – рассмотреть квадратный сантиметр одного тона, то в каждом кусочке этой поверхности увидишь целый водоворот мелких точек-элементов, составляющих соответствующий оттенок цвета. Рассмотрим лужайку в тени: большинство мазков передают чистый цвет травы; разбросанные изредка оранжевые мазки дают представление об ослабленном солнечном свете; пурпурные мазки вводят дополнительный тон к зелёному; синие мазки, обусловленные соседством с освещённым солнцем газоном, уплотняются ближе к границе света и тени и постепенно разряжаются после разграничительной линии. Раздельно положенные на холсте радом друг с другом красочные мазки разнообразных цветов соединяются на сетчатке глаз. Таким образом, получается не смешение пигментов, а оптическое смешение цветов».

После «Воскресной прогулки» Сёра создаёт большую композицию «Натурщицы», полотно «Пудрящаяся женщина», пишет картины «Парад» и «Цирк». Каждая работа становится своеобразным экспериментом, живописным примером научной строгости передачи цветовых эффектов и построения композиции. Друг Сёра, поэт Эмиль Верхарн, искренне и всегда восторженно восхищаясь творчеством художника, вспоминал: «он был самым упорным искателем, обладая самой сильной волей, он твёрдо решил познать неведомое. Он был человеком, способным к абсолютной сосредоточенности, он умел обобщать идеи и с беспощадной логикой синтезировать их, выводить законы из каждого случайного наблюдения и не упускать ни единой мельчайшей детали, которая может дополнить его систему».
Творческое наследие рано ушедшего из жизни Жоржа Сёра составляют около семидесяти живописных и графических работ – коллекция, ставшая не только открытием хроматических импульсов свечения изображения, но и оказавшая значительное влияние на становление фовизма, кубизма, немецкого экспрессионизма и итальянского футуризма.

Оставить комментарий