Гиперреализм (другие названия: холодный реализм, радикальный реализм, реализм резкого фокуса) возник в США в конце 60-х годов ХХ века. В 1973 г. Иса Брохот предложил называть произведения, основанные на фотографически точном воспроизведении (копировании) действительности «гиперреализмом», как мягким французским синонимом слишком жёсткого слова «фотореализм». В своей практике, художники-гиперреалисты добиваются впечатления гладкости при помощи лессировок, аэрографии, эмульсионных покрытий, или создают муляжи человеческих тел, одевая их в настоящую одежду. Излюбленная проблематика: реалии повседневной жизни, городская среда, реклама, макрофотографический портрет «человека с улицы». Часто встречается изображение блестящих, отражающих свет поверхностей, создающих впечатление взаимопроникновения пространств. Основная цель изобразить мир не просто достоверно, а сверхпохоже, сверхреально.
Пожалуй, самым известным произведением гиперреализма можно назвать восковую фигуру полицейского, стоящего на входе в музей мадам Тюссо. Принимая его за живого, посетители подходят, задают вопросы и только потом, увидев обман, удивляются мастерству изготовления или улыбаются. Реакция разная, но ни одна из них не имеет эстетической природы. Причина одна – в этой фигуре напрочь отсутствует то, что мы называем индивидуальностью художника. В произведении искусства она проявляется во всём: в выборе темы, материала, в фактуре, в способе нанесения мазка, в задаче, наконец. Манера и стиль художника, то, с чем мы знакомимся, глядя на его картину, ценим, ищем, запоминаем. Когда имеешь дело с нулевым градусом интерпретации действительности, то говорить не о чем, обсуждать надо саму действительность, а не картину или скульптуру. Но разве это не одна из целей искусства? Направить взгляд зрителя мимо себя на то, что является источником всех искусств и вдохновений? Ведь взгляд зрителя уже будет нагружен (направлен) тем смыслом, который задал ему художник.
Не будем торопиться. В истории искусства немало примеров, когда художник обманывал своих зрителей. Это и античные легенды о картинах, на которые слетались птицы, чтобы клевать изображённый там виноград, и Дюрер, рисующий паутину в углах комнат или мух на полях книг. В 18 веке живописные «обманки» стали распространенным явлением. Любопытно, что изображение корешков книг, якобы стоящих на полке, были самыми популярными. Я видел такие и в наше время… В парках и садах устанавливали обманные скульптуры, причём из различных материалов. «Обманки» проникли не только в декоративное искусство, мы знаем живопись, имитирующую кирпичную кладку или мрамор, дерево, пытающееся доказать окружающим, что оно – бронза. По большому счёту, французские и русские академики 19?века тоже гиперреалисты, только без аэрографа.
Тоже, да не тоже. Гиперреалисты 20 века, конечно, связаны с реализмом, но ещё больше с миром рекламы. И похоже, что смотрят они на него несколько со стороны, и, я бы сказал, со священным ужасом. Как на монстра. И здесь не до шуток, не до «обманок». После последовательного уничтожения всех признаков индивидуальности художника, получился в результате глянцевый мир, который пугает и завораживает своей достоверностью и странным отстранением от мира живых людей. В нём не осталось художника, но не осталось и человека вообще. Как будто киборги отвоевали себе пространство, переняли от людей все признаки их внешнего существования и говорят: «Скрипач не нужен. Уходите». А уж без скрипача, как известно, всё дозволено и масштабная пошлость, и жалкая жестокость, и чёрт в стуле.
Но. Есть одно важное но. Они же не агитируют жить в этом мире. Да это и невозможно. Они предупреждают. В том числе и том, что надо внимательно всматриваться в самого себя. Как в работах Чака Клоуза, выставка которого прошла не где-нибудь, а в Эрмитаже. Как в работах Татьяны Назаренко, вырезающей из фанеры фигуры «обслуживающего персонала», которые издалека можно принять за живых людей. Не тиражируйтесь! Не берите пример! Сохраняйте хоть что-то от своей индивидуальности. И в этом всё дело. Если ты художник, занимайся хоть чем: «обманками», иллюзиями, гиперреализмом. Если ты художник, ничто не сможет стереть твоей особости и того, ради чего ты пришёл в этот мир и взял в руки кисть… Если художник.
Сергей Пухачёв.