Антонио Гауди: 3-D девятнадцатого века

Антонио Гауди (1852–1926) – выдающийся ка­та­лонский архитектор, символ испанского модерна, всемирно известный художник-мастер.

Время последнего десятилетия XIX – начала XX века вошло в историю искусства как время модерна – художественного направления, характерной особенностью которого была изысканная декоративность формы произведения, наполненного при этом ярким, эмоциональным, символическим смыслом. Мастера модерна черпали вдохновение и художественные приемы в искусстве прошлых эпох, в народных промыслах и ремеслах. Они стремились вовлечь в сферу прекрасного всё, что окружало человека, скрыть границы бытовой функциональности вещей за плавностью линий декора, красотой интерьера, эстетической осязательностью отдельных деталей и фигур.

В Европе стиль модерн (фр. «Moderne» – современный) мог называться по-разному, например, во Франции?– ар-нуво (фр. «Art nouveau»), в Германии – югендстиль (нем. «Jugendstil»), в Англии – модерн стайл (анг. «Modern style»), в Италии – стиль либерти (ит. «Liberty»), в Нидерландах?– нойе кунст (гол. «Nieuwe Kuns»), в Австрии – стиль Сецессион (нем. «Secessionsstil»). Наиболее полно модерн проявился в архитектуре. Определяющим значением в структуре здания было построение внутреннего пространства. Оно, развиваясь изнутри по своеобразным законам пластической логики, прорастало наружу и превращало фасад или в фантастическую скульптуру, или в застывшую форму живой природы (облака, волны, деревья и цветы). Самым известным, ярким и непревзойдённым архитектором модерна был каталонец Антонио Гауди. Его творческое наследие – это восемнадцать фантастически красивых жилых сооружений, элементы внутреннего и внешнего декора, авторская мебель, скульптура, резьба по камню, мозаика, художественная ковка, садово-парковые ансамбли, эскизы работ и рисунки.

Классическим образцом модерна считается построенный Гауди в 1906 – 1910 г. в Барселоне шестиэтажный дом Мила (Casa Mila). Фасад из серого известкового камня по форме напоминает застывшую морскую волну, кованные, в виде вьющихся растений, решетки обрамляют балконы и карабкаются вверх к окнам, которые, будто качаясь на этой волне, наслаждаются светом солнца и глубиной неба. Перетекающие объёмы, параболические арки, наклонные опоры отрицают прямую линию, её здесь просто нет. Есть только живая природа, отражённая мастером с помощью камня, металла, стекла и разноцветной майолики. Интересно, что конструкцию этого дома и пространство внутри него Гауди создавал только в своём воображении. По ходу работ он рисовал лёгкий эскиз или просто делал набросок в импрессионистской манере. Чертежей и математических расчётов будущего строения при этом Гауди никогда не пользовал, но для каменщиков он всегда изготавливал разборный макет, соответствующие части которого приносил на строительную площадку, так все могли видеть идею объемно. Современники часто отмечали фантастическую способность Гауди строить дома без чертежей, чувствовать и мыслить архитектуру в трёх измерениях. Объясняя свое умение, Гауди писал: – «Я сын, внук и правнук котельщика. Мой отец был кузнецом, и мой дед был кузнецом. Со стороны матери в семье тоже были кузнецы; один её дед был бондарь, другой – моряк, а это тоже люди пространства и расположения». В наше компьютерное время было доказано, что интуитивные инженерные решения Гауди полностью отвечают законам механики.

В 1883 году мастер получает заказ на строительство нового собора Барселоны – Искупительный Храм Святого Семейства (Sagrada Familia). «Это будет Храм современной Каталонии», – решил Гауди. Величественный 170-метровый купол, символ Христа, должен был возвышаться в его центре, вокруг – три Монументальных фасада (Рождества, Страстей Господних и Вознесения Христова), и над каждым – 12 башен по числу апостолов. Над центральным нефом должны были быть выстроены ещё четыре башни в честь евангелистов и одна, посвящённая Богородице. Башни-колокольни, обрамляющие фасады, должны были быть прорезными и только ветер мог бы передавать музыку Неба. Внутренне убранство Храма поддерживалось гигантскими деревьями, на кроны которых опускался небесный свод. Чертежей строительства, как обычно, не было, но макет Храма Гауди составил из подвешенных к потолку веревочек, грузиков и мешочков, наполненных песком. Макет висел в воздухе верхом вниз и только по отражению его в зеркале можно было подобрать желаемую форму сводов, рассчитать распределение нагрузок и осуществить поставленную эстетическую задачу, механическая часть которой при этом, по мнению Гауди, должна была решиться автоматически. Кроме того, изучая макет в зеркале, Гауди создал собственную, так называемую, безопорную систему перекрытий и применил её в Храме. Лишь спустя сто лет появилась компьютерная программа, при помощи которой ученые смогли сделать расчет этой системы.

Опыты Гауди остались уникальными и неповторимыми в истории архитектуры. Ни ученики мастера, ни известные архитекторы не смогли завершить строительство Храма после смерти Гауди. Но даже недостроенное, это фантастическое, непередаваемо красивое сооружение и сегодня поражает воображение не только своей сказочной, космической архитектурой, но и внутренней мощью, той невидимой силой, которая наполняет душу радостью, дарит любовь и помогает творить добро на Земле.

Двадцатый век принёс с собой безграничные возможности новой техники. Архитекторы и дизайнеры, пользуясь компьютерными программами, уже не задумываются об уравнениях, математике, геометрических формулах и особенностях создания трёхмерного изображения 3-D. Но память всегда возвращает нас к истокам, к творчеству великого Гауди, к его особому ощущению объёма, к пониманию того, что искусство трехмерно и именно в нём рождается философия жизни.

sq_bl Елена Жирова.

Оставить комментарий