«Именно Дионисий с непревзойдённым совершенством развил тот “язык”, который способен зримо воплотить духовный опыт, с трудом поддающийся словесному выражению»
Л.А. Успенский.
Дионисий (около 1430-х – после 1502) – прославленный русский иконник, «мастер преизящного, живописец пресловущий паче всех, началохудожник живописания на Руси».
Уже на протяжении восемнадцати лет наш уважаемый постоянный читатель, получая новый печатный номер журнала, очень хорошо понимает, что в рубрике «Мастера модернизма» его всегда ждёт встреча с удивительным творчеством талантливых художников, чьи имена составляют и украшают самое знаменательное художественное течение в истории искусств конца XIX середины XX века – модернизм. Пабло Пикассо, Джорджо Моранди, Пит Мондриан, Хуан Миро, Пауль Клее, Анри Матисс, Николай Фешин, Валентин Серов, Николай Коровин, Михаил Врубель, Павел Кузнецов, Мартирос Сарьян и многие другие великие мастера модернизма создавали новый мир живописи, чувственность, эмоциональность и самобытная красота которого передавали, прежде всего, отношение самого художника и к исследуемому предмету, и к новой визуальной реальности. Способность проникать сквозь внешние формы вещей, находить душу там, где другие видят лишь мёртвую натуру, ломая классические каноны, создавать новый художественный язык и с помощью красок, кисти и холста говорить на нём со зрителем рождала бесконечную палитру восприятия и трактовок искусства, приглашала к сотворчеству, открывала новый философский, духовный путь к познанию гармонии, красоты и благодати.
Наслаждаясь творчеством мастеров модернизма и последовательно его изучая, мы стали чувствовать и открывать для себя эстетику модернизма в искусстве Руси XIV – XV веков, а именно в работах иконника Дионисия – одного из самых почитаемых художников Руси, ведущего мастера Золотого века русского иконописания, модерниста своего времени.
Среди дошедших до нас исторических памятников этого времени, особое место занимает Ферапонтов монастырь. Расположенный в Вологодской области, в 570 км. к северу от Москвы, он был основан в 1398 г. как Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь и около 400 лет своего существования был одним из видных культурных и просветительских центров в Белозерском крае. История монастыря тесно связана с основными историческими событиями становления Русского централизованного государства:
утверждением власти первого «государя всея Руси Ивана III, правлением первого русского царя Ивана IV, началом царствования династии Романовых, ссылкой патриарха Никона.
В 1502 г. Дионисий вместе со своими сыновьями создаёт божественной красоты ансамбль фресок и икон собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Чудом и поистине бесценным даром кажется тот факт, что полный цикл фресок собора, сохранился до нашего времени, практически, в первозданном виде и, самое главное, сохранилась живопись, неразрывно связанная с архитектурой и существующая в реальной архитектурно-пространственной среде. Первое зрительское впечатление от росписи Дионисия – это необыкновенная радость от созерцания волшебного кружева красок и удивительно гармоничной цветовой палитры художника. Прозрачные, охристые, жёлтые, терракотовые, розовые, пурпурные, голубые и глубокие синие тона, переливаясь в едином движении, отражают постоянно меняющийся дневной свет и от этого меняются сами – от лучей солнца охра загорается золотым свечением, тепло которого преображает цвет красок, и они как будто наполняются благолепным, высоким и торжественным звучанием. В пасмурную погоду охра, наоборот, гаснет, но загораются небесным светом все оттенки синего и белых тонов, силуэты фигур становятся лёгкими, прозрачными, почти невесомыми, божественно парящими в пространстве храма. Однако тематический замысел росписи – восхваление человеческой святости и вершины, увенчивающей её – Пресвятой Девы, Богородицы и Матери Света– Дионисий раскрывает не только с помощью «умозрения в красках» и канонических образов, но, прежде всего, благодаря глубоко личному, осмысленному и последовательному уходу в глубину богообщения. Как и большинство своих собратьев, Дионисий соизмерял свою жизнь с Евангелием, обращение к которому было для него единственным источником творческого вдохновения и соизмерения собственной жизни. Многочисленные исторические документы и летописи, в которых упоминается Дионисий, полны восхищения его мудростью и талантом. Иконы, исполненные Дионисием, любил государь «всея Руси» Иван III. Работы Дионисия высоко ценили выдающиеся духовные наставники того времени. Вассиан (Санин), архиепископ Ростовский, составитель «Жития преподобного Пафнутия Боровского», называл мастеров, расписавших собор Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре (самую раннюю из известных работ художника), – старца Митрофана и Дионисия «пресловущими тогда паче всех в таковом деле». Как к «возлюбленному и духовному брату», «началохудожнику живописания божественных и честных икон» обращался к нему преподобный Иосиф Волоцкий в «Послании иконописцу». Но до конца своей жизни Дионисий так и не вступил на путь иночества, он был мирянином, имел семью и троих сыновей. Может быть, поэтому в живописи Дионисия не чувствуется строгости, аскетической церковности и самоограничения. Он уважает и ценит канон, но не боится позволить себе нарушить его там, где этого требует элементарная живописность: «не точию иконописец, паче же живописец».
Неземное великолепие фресок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря – высочайшее по степени развития и по самобытности явление нашей национальной культуры, вершина творчества Дионисия, его личный духовный подвиг, несущий нам сквозь время вечный свет жизни в её евангельской перспективе, жизни, которая была и остаётся «свет человеков».