Павел Кузнецов (1878 -1969) – признанный мастер, классик и патриарх русской живописи, член объединений «Мир искусства», «Голубая роза», СРХ, «Четыре искусства».
Одним из важнейших событий российской художественной жизни начала XX века стала выставка «Голубая роза», открытая в Москве весной 1907 года. Представленные здесь работы были выполнены молодыми живописцами?– выпускниками Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Содружество этих талантливых художников (Павел Кузнецов, Сергей Судейкин, Петр Уткин, Иван Кнабе, Николай Сапунов, Мартирос Сарьян, Николай Крымов) было увлечено идеями символизма, стремилось к декоративности живописи, утверждало в палитре каждого первенство голубого оттенка как цвета мира, гармонии, тишины и радости. Выставка «Голубая роза» состоялась всего один раз, но она дала имя целому художественному направлению в русской живописи, а её участники вошли в историю искусства как «голуборозовцы».
Самым именитым, узнаваемым и известным художником «Голубой розы», несомненно, был Павел Кузнецов. Он, несмотря на молодость, принимал участие во многих творческих встречах и экспозициях. Особый интерес у публики, критики и коллекционеров вызвали его произведения, созданные специально для выставки с поэтическим названием «Алая роза», прошедшей в Саратове в апреле 1904 года. Блестящий живописный талант Павла Кузнецова сочетался в этих работах с искренним чувством восторга перед жизнью, с постоянным поиском себя в искусстве и желанием«быть цельным, всегда собою, быть, как цветы».
Природную одарённость Павла Кузнецова, лёгкость его рисунка и страстную поглощённость искусством высоко оценил Сергей Дягилев. Он пригласил художника в Париж и осенью 1906 года Павел Кузнецов посещает Францию. Здесь он был избран членом Осеннего Салона, а его работы вошли в знаменитую экспозицию русского искусства. Но самым ярким французским впечатлением для Павла Кузнецова стало знакомство с живописью Поля Гогена, насыщенность и причудливость рисунка которого, его устремлённость на Восток будоражила воображение и открывала новые горизонты творчества.
В течение нескольких сезонов Павел Кузнецов совершает поездки в Заволжье, где наблюдает быт кочевых племён. Так возникает серия картин, имевших название «Киргизская, или Степная сюита». Живопись художника становится подобной поэтически-лирическому излиянию: бесконечное небо, ускользающий вдали горизонт, мягкие очертания древних кошар, простые и ритмичные движения людей, стригущих овец, готовящих пищу и отдыхающих у костра. В этих работах («Вечер в степи», «Дождь в степи», « В степи» , «В степи за работой. Стрижка овец», «Стрижка барашков».) проникновенный лиризм органично сочетается с тонкой рифмованностью форм и контуров, словно увиденных сквозь прозрачную зыбь нагретого солнцем и песком воздуха, отчего изображение приобретает волшебную невесомость, а цвет – богатство и звучность тона. В картине «Мираж в степи» нежное свечение серебристо-белых оттенков миража превращает его в радостный, волшебный фонтан – гимн природе, жизни и творчеству. Образная гармония картин, их чувственная наполненность реализуется художником средствами поэтической созерцательности: самые обычные явления жизни составляют основу человеческого бытия. Сюжетами картин служат привычные, ежедневные заботы степных кочевников. Они варят пищу, кормят и стригут овец, спят возле юрт или в юртах, ткут ковры, наблюдают природу, меряют дни и недели фазами Луны.
Почти все работы населены женщинами – восточная певучесть пластики их тел тонко передана мягкими очертаниями, бережным касанием кисти поверхности холста. Плавный контур женских фигур, их гибкие повороты напоминают линии степных холмов, неизменно связаны с природой и бытом Востока. В формулах этих движений есть врожденное, интуитивное чувство прекрасного. Здесь люди живут в чудесной гармонии с собой и в полном единении с Землей. Мир вокруг – это степь, или всеобщая, извечная Земля, будто самой природой предназначенная для рождения мифа, в котором время течёт постоянно, самостоятельно, не зная взрывов и переломов. В этой необыкновенной, органичной жизни заключалось главное – радость бытия, которую нашёл, прочувствовал и воплотил художник.
Созерцать картины Павла Кузнецова – истинное счастье. В них заключена великая мудрость – бесконечная любовь к людям, к их жизни, делам и заботам, любовь к природе, красоте и гармонии.
Елена Жирова.