Чтобы выразить духовное в искусстве, нужно как можно меньше обращаться к реальности, поскольку она – противоположность духовному. Поэтому использование элементарных форм логично и единственно верно
Пит Мондриан
Пит Мондриан (нидерл. Pieter Cornelis (Piet) Mondriaan, 1872–1944) – выдающийся нидерландский художник XX века, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор неопластицизма.
«Мы можем избавиться от гнёта трагических обстоятельств нашей жизни посредством ясного видения истинной реальности, которая существует, но завуалирована и скрыта», – писал Пит Мондриан в 1914 году, создавая свои первые, полностью беспредметные холсты. Мысль о присутствии в реальном мире незримых, но невероятно сильных духовных энергий, передать которые возможно только с помощью простейших геометрических фигур, сопровождала его на протяжении всей творческой жизни. Высокое искусство, считал художник, должно быть голосом чистой духовности, предельно чисто и ясно отражающим объективные законы мироздания.
Творческий поиск собственного художественного почерка занял у Мондриана более двадцати лет. Историки искусства отмечают, что из трёх основателей абстракционизма (В. Кандинский, П. Мондриан, К. Малевич) именно Мондриан оказался самым последовательным и целеустремлённым. Первые уроки живописи и рисования Мондриан получил от отца и дяди. Домашнее и школьное художественное образование позволило ему поступить в Амстердамскую академию изобразительных искусств. Во время учёбы (1892–1897) и после её окончания Мондриан создает ряд картин в реалистическом стиле. Это были пейзажи и натюрморты, основными мотивами которых стали дома, маяки, ветряные мельницы, дюны и деревья, равнины и облака. Мондриан снова и снова возвращается к ним, подобно Клоду Моне, многократно писавшему свой «Стог сена» и «Руанский собор» при различном освещении. Однако Мондриан в одном и том же мотиве пытается отыскать нечто неизменное, а именно – структуру линии, истинную первичную форму. «Интуитивно, – напишет позже Мондриан, – я понимал, что живопись должна найти новый подход в отображении совершенства природы, я чувствовал, что подлинная реальность может быть выражена только посредством чистой пластики». От традиций реалистического пейзажа («Сельский дом с бельевой верёвкой», ок. 1897; «Остзейская мельница вечером», 1907; «Мельница», 1911), пройдя через кратковременное увлечение импрессионизмом («Пейзаж с розовым облаком», ок. 1908; «Лес», ок. 1910; «Ферма в Дювендрехте», 1916), Мондриан обратился к выразительным средствам модерна и символизма («Набожность», 1908). Знакомство с полотнами Жоржа Брака, Поля Сезана и Пабло Пикассо определили опыты художника в кубизме («Пейзаж с деревьями», 1912; «Композиция с деревьями II», 1912-1913).
Вскоре в своих картинах Мондриан отказывается от малейших намёков на сюжет, узнаваемость, психологию, аллегорию, атмосферу, моделировку и пространственную глубину. Художник сознательно сокращает художественные средства выражения и строит композиции своих картин на основе свободно сконструированной пространственной сетки («Композиция с большой красной плоскостью, жёлтым, чёрным, серым и синим», 1921). Итогом художественных опытов этого времени стало формирование идеи и законов эстетической системы и живописной теории, названной Мондрианом «неопластицизмом».
В основе нового художественного течения лежит теория «искусства чистой пластики», разработанная и опубликованная Мондрианом в трактате «Неопластицизм». Изобразительными средствами были объявлены плоскости основных цветов (красный, синий, жёлтый) в их взаимодействии с плоскостями «нецветов» (белый, чёрный, серый). Главными элементами любой композиции картины стали пересекающиеся под прямым углом линии и плоскости цвета. Посредством таких простых геометрических форм художник стремился воспроизвести истинный образ окружающего мира, независимый от случайностей и субъективного восприятия, определить границы и форму художественного образа, отобразить фундаментальные законы, управляющие Вселенной, выразить идею универсальной гармонии. «Неопластицизм, – писал Мондриан, – утверждает справедливость, потому что равенство пластических средств в композиции показывает, что каждый может быт равным среди равных». («Композиция с синим и жёлтым», 1929; «Композиция в сером и розовом», 1930; «Композиция с серым и светло-коричневым», 1936; «Композиция в голубом, сером и розовом», 1938).
Творческое (живописное и теоретическое) наследие Пита Мондриана во многом определило художественные и эстетические принципы XX века, повлияло на развитие современной архитектуры, дизайна, моды. Но главное, на его основе сложилось новое, всеобъемлющее понимание смысла творческой деятельности: «Чисто пластическое видение реального мира должно сформировать общество нового типа – точно так же, как сейчас оно формирует новое искусство. Это будет общество, основанное на равновесии материального и духовного, и в нём будут господствовать умиротворённые гармоничные отношения».
Елена Жирова.