Мир искусства» (1898–1924) – литературно-художественный альманах и Художественное объединение, ставшее в истории формирования новых взглядов на сущность и назначение искусства одним из самых значительных явлений русской культуры XIX–XX века.
Творческое объединение молодых художников, будущих «мирискусников», начало складываться в Петербурге на рубеже 1880–1890 годов благодаря стараниям Александра Бенуа – историка искусства, художественного критика, живописца и графика. «Рождённый и воспитанный в художественной семье, – пишет Бенуа, – я не мог не интересоваться искусством – раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нём толк и обладали художественными талантами…Во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся, и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления». Внимательно изучая искусство и культуру Италии, Франции, Англии, Германии, постоянно путешествуя по странам Европы, Бенуа увлёкся идеей создания «нового искусства». Подчёркивая «священную художественно-культурную миссию искусства в России» и понимая необходимость обновления современной культурной и художественной жизни, Бенуа выдвигает лозунг «чистого искусства». Все участники объединения, в числе которых были Константин Сомов, Лев Бакст, Мстислав Добужинский, Константин Коровин, Михаил Врубель, Николай Рерих, Валентин Серов, принимали и разделяли творческие и теоретические размышления Бенуа.
Для утверждения в обществе нового художественного направления было решено издавать журнал «Мир искусства» и одновременно, под тем же названием, устраивать выставки русских и зарубежных художников. Интересно, что символическое название журнала и творческого содружества стало отражением духовного и эстетического взгляда его участников на решение проблемы возрождения российской культуры через погружение в мир прекрасного, в мир искусства. Журнал начинает выходить в свет с 1898 года. Различные иллюстрации, рисунок шрифта, композиция страницы, заставки, концовки в виде виньеток, особая форма подачи материала делают его высоким образцом искусства книжного оформления. С журналом сотрудничают художники, деятели искусства, философы и писатели.
Большинство страниц журнала посвящалось знакомству читателей с новейшими направлениями русского и западноевропейского искусства. Исходным творческим принципом подачи материалов было восхищение красотой. Единственным источником вдохновения для художника-мирискусника тоже была красота. А само искусство как сфера прекрасного становится для каждого из них чистым источником «готовой» красоты. Действительно, мирискусники обладали особым даром видения и могли разумно и талантливо определить «линию красоты», характерную для стиля и поэтического аромата эпохи: геометрическую чёткость классицизма, кружевной завиток рококо, пышные и певучие формы барокко.
Среди первых воплощений эстетики «Мира искусства» – Версальская сюита Александра Бенуа: серия акварелей и гуашей «Последние прогулки Людовика XIV» (1897–1898). Некогда полный звуков и красок Версаль в работах Бенуа кажется чуть призрачным, тихим и спящим. Пустынная сцена с обветшавшими декорациями, осенний парк, прозрачное светлое небо – красивый мир покоя и уединения. Имперское великолепие Людовика XIV, правление которого было временем триумфа французского абсолютизма, становится эфемерным и сказочным. Образ Версаля многократно преломляется и преображается, любуясь прошлым, Бенуа дарит зрителю красоту в настоящем времени, незаметно погружая его в состояние очарования ушедшей эпохой.
Одним из наиболее рафинированных и утончённых эстетов, с особой и постоянной любовью искавшим красоту в классическом и современном искусстве, был Константин Сомов. В одном из писем он объясняет А.Бенуа, почему не может участвовать в революционном движении 1905 года: «...я прежде всего безумно влюблён в красоту и ей хочу служить». В живописи Сомова царит дух галантной литературы XVIII века. Мотив прогулки, письма, поцелуя, такие персонажи как Пьеро и Дама, Арлекин и Дама были для него предметом изучения и переосмысления. В истории искусства и эстетического опыта он был одним из последних и последовательных приверженцев «изящных искусств» в прямом смысле этого понятия классической эстетики.
Очень красивые, почти эстетские работы посвящали мирискусники Петербургу. Они любили этот русский и одновременно европейский город, старались показать зрителю его скромную красоту, удивительную графичность и необыкновенную атмосферу. Самым утончённым и изысканным певцом Петербурга считался Мстислав Добужинский. Его пленяет бесконечная вязь оград и решёток Петербурга, очаровывают античные маски ампирных зданий, восхищают наивные вывески, пузатые барки на Фонтанке и пёстрый люд на Невском. «Петербург, – напишет Добужинский, – всем своим обликом, со всеми контрастами трагического, курьёзного, величественного и уютного, действительно, единственный и самый фантастический город в мире».
В истории искусства все участники художественного движения «Мир искусства» (Константин Сомов, Лев Бакст, Мстислав Добужинский, Константин Коровин, Михаил Врубель, Николай Рерих, Валентин Серов, Анна Остроумова-Лебедева, Евгений Лансере, Иван Билибин и многие другие.) отмечены особенно: именно они создали добротный русский вариант того эстетически выверенного движения рубежа столетий, которое тяготело к поэтике романтизма, к декоративности и эстетской певучести линии и в разных странах носило разные именования (ар нуво, сецессион, югендштиль), а в России получило название стиля «модерн».
Елена Жирова.