«Я верю, что объекты архитектуры и инженерного строительства должны быть такими же естественными формами проявления живой природы, как леса и реки, звери и птицы»
Сантьяго Калатрава
Сантьяго Калатрава (Santiago Calatrava Valls) – выдающийся испанский архитектор, инженер-строитель, скульптор, художник.Сантьяго Калатрава родился в 1951 году в Валенсии в семье старинного аристократического рода, предки которого были членами средневекового рыцарского ордена. Родители очень бережно относились к увлечению Сантьяго живописью и всецело способствовали его обучению: кроме общеобразовательной школы он в восемь лет становится учеником художественного училища. Избрав зодчество своей будущей профессией, Сантьяго успешно закончил архитектурный факультет Политехнического Университета Валенсии и Швейцарский Технический Университет, в 1979 году защитил ученую степень доктора технических наук. За тридцать лет архитектурной практики Калатрава реализовал более сорока крупных проектов по всему миру , был удостоен нескольких десятков наград и премий. В 2012 году в Государственном Эрмитаже прошла выставка”Сантьяго Калатрава. В поисках движения”. Сегодня Сантьяго Калатрава – один из самых знаменитых и плодотворно работающих архитекторов мира.
Первое ощущение, которое возникает при знакомстве с проектами и постройками Сантьяго Калатравы, – это чудесное состояние изумления, восхищения и радости. Ты вдруг, понимаешь, что видишь совсем не архитектурные сооружения, а фантастические арт-объекты, которые просто называются привычными нам словами: театры, музеи, мосты, вокзалы, жилые дома, школы, культурные и общественные центры. Непривычно другое – все эти произведения завораживают тебя своей чувственностью, они, будто живые творения природы, дышат, плывут, движутся, улыбаются и зовут нас в гости. «Оригинальность моих работ, – рассуждает Калатрава, – объясняется поляризацией определённых взглядов, которые я познал из произведений других». Видимо поэтому, для историков и критиков архитектуры очень сложно определить стиль творчества известного на весь мир мастера. Постмодернизм, Hi-Tech, Bio-Tech, романтический Hi-Tech, Late-Modern, новый модернизм – любые предложенные направления оказываются не совсем верными, более того, они словно, скованы рамками академических требований. Единственное, может быть, самое правильное, и, действительно, самое близкое к истине определение творчества Калатравы, лежит в истоках народной культуры Испании, и это ... Фламенко: мужская партия...в архитектуре.
Яркая индивидуальность и неповторимость творческого языка Калатравы подобна танцу Фламенко, в исполнении которого прекрасна сама природа: импровизация, ложный ритм, гармония движений и особая пластика тела. Именно она стала самой сутью архитектуры Калатравы. Все проекты мастера тесно связаны с его рисунками человеческого тела и его практически телесной скульптурой. Например, проект железнодорожного вокзала в Люцерне начинался с рисунка женской фигуры, а эскизом башни Олимпийского огня в Барселоне было изображение спортсмена, стоящего на коленях и держащего в согнутых руках чашу. Прообразом изогнутого спиралью 190-метрового небоскреба в шведском городе Мальмё стала скульптура Калатравы «Закручивающееся тело». Второе по высоте здание в Европе построено из девяти блоков, повернутых друг к другу под определенным углом, поворот верхнего блока относительно нижнего составляем 90 градусов. За почти анатомическую мускулистость и грациозность конструкции небоскрёб называют «Поворачивающийся торс», а в 2005 году на международной архитектурной выставке в Каннах это творение было признано самым лучшим жилым зданием в мире. «Моё отношение к так называемым анатомическим схемам, – пишет Калатрава, – определяется стремлением решить ряд структурных проблем средствами моделирования, я считаю, что профессиональная деятельность инженера должна быть направлена, в основном, на развитие аналитических моделей, реалистически воссоздающих природу». Так, стальные опоры, поддерживающие навесы над платформами вокзала Ориенте в Лиссабоне, становятся ветвями тропического леса. Форма оперного театра в Тенерифе подобна изящному изгибу пальмового листа. Каравеллы великолепных мостов архитектора подобны парящим птицам (мосты в Дублине, Иерусалиме, Харлеммермере, Венеции. Очертания кровли архитектурного комплекса в Бильбао повторяют рельеф окружающих его гор. Крыша музея в Милуоки каждый час меняет форму: взмахивает своими фантастическими 136-и рёберными крыльями и летит в пространстве красоты. Глубокая внутренняя слаженность функциональных требований, законов статики и конструктивных возможностей материала – ещё одна особенная черта всех созданий мастера. Архитектор использует уникальные природные механизмы распределения нагрузок и адаптирует их для своих построек, применяя самые современные строительные материалы.
Друзья говорят о Калатраве как о добром волшебнике, который излучает хорошее настроение и готов всегда дарить своему зрителю радость и фантастическое наслаждение красотой жизни.
«Меня часто спрашивают, – говорит Калатрава, – кто же я: художник, архитектор или инженер? С моей точки зрения, художником становишься в результате достижения высокого качества своей работы. Художником я назвал бы, например, Филиппо Брунеллески после того, как он создал купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Хотя, по сути дела, то, что он сделал – ничто иное, как работа архитектора и инженера-строителя. То же самое относится и к Роберту Майлларту, потому что его мосты свидетельствуют о высокой степени вдохновения. Как только приходишь к выводу, что его мосты – нечто большее, чем средство, служащее людям для преодоления препятствия, открываешь для себя истинное произведение искусства».
Елена Жирова.