Главное достоинство картины – радовать глаз»
Эжен Делакруа
Эжен Делакруа (фр. Ferdinand Victor Eugène Delacroix, 1798–1863) – французский живописец и график, виднейший представитель романтизма, один из самых ярких новаторов в искусстве XIX века.
Традиционно в истории искусства творческое и живописное наследие Эжена Делакруа принадлежит эпохе романтизма. Более того, искусствоведы называют Эжена Делакруа не только первым и самым ярким романтиком, но и основателем романтического направления в изобразительном искусстве. Вместе с тем в своих воспоминаниях такие великие мастера модернизма, как Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Анри Матисс, Поль Синьяк, Клод Моне, Анри Фантен-Латур, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, всегда отмечали, что живопись, философия и личность Эжена Делакруа постоянно вдохновляла их творчество и была той единственной духовной и практической опорой, которая помогала им в создании собственного изобразительного языка и стиля. «Никто на земле не мог лучше сочетать очарование и пафос или большую вибрацию цвета, как это делал Делакруа. Мы все пишем на его языке», – утверждал Поль Сезанн.
Глубокий знаток классической живописной традиции, Делакруа всю свою жизнь восхищался искусством прошлого, скрупулёзно изучал его и в своих произведениях стремился воплотить то лучшее, что, по его мнению, наиболее полно раскрывало собственный замысел. «Конечно, – говорил Делакруа, – если бы я сейчас взял палитру в руки, а я умираю от желания это сделать, великолепный Веласкес заполонил бы меня. Мне хотелось бы покрыть коричневый или красный холст сочным и жирным слоем краски. Что же следовало бы сделать, чтобы найти сюжет? Открыть книгу, способную вдохновить, и ввериться своему настроению! Есть книги, оказывающие это действие. Их-то, как и гравюры, и надо иметь под рукой. Это – Данте, Ламартин, Байрон, Микеланджело». В своём стремлении к художественной свободе Делакруа никогда принципиально не будет отрицать классическую основу: оставаясь верен форме живописного произведения, он изменит её содержание. Очень деликатно, грамотно и неспешно Делакруа разрушает строгие жанровые каноны, принятые в классицизме, и начинает писать сцены из современной жизни, необычные сюжеты из литературы, яркие события из истории и культуры различных стран. Делакруа стремится избавить изображаемое событие от однозначной классической трактовки, его цель – показать неисчерпаемую глубину внутреннего содержания картины и дать возможность зрителю самому сопереживать и понимать сюжет. В создании настроения полотна Делакруа экспериментирует с цветом и техникой написания картины. За смелые, сочные цветовые решения Поль Сезанн назовет палитру Делакруа «самой красивой во Франции», а Анри Матисс, вдохновлённый этой палитрой, начнёт разрабатывать свою теорию цвета.
Эжен Делакруа был необыкновенно многогранным художником, им созданы и портреты, и жанровые картины, и исторические полотна, и религиозная живопись. Он был одним из немногих живописцев, кто умел талантливо и легко писать об искусстве, литературе, музыке, обо всём, что любил, о людях, с кем дружил и кого высоко ценил.
Сегодня в Лувре наследию Делакруа посвящён целый зал. Но что же остаётся главным в его творчестве, что так роднит его с модернистами? – Конечно, труд, ежедневный, радостный и тяёлый, полный понимания важности поставленной самому себе задачи и всепоглощающего движения к конкретной цели: «У большинства людей, – писал Делакруа в своём дневнике, – ум остаётся запущенной почвой в течении всей жизни. Поэтому вполне позволительно, глядя на множество глупых или посредственных людей, которые не столько живут, сколько прозябают, удивляться тому, что Бог дал этим созданиям разум, способность воображать, сравнивать и комбинировать и т.д. и что всё это приносит так мало плодов. Лень, невежество, положение, в какое ставит их случай, превращает почти всех людей в пассивные орудия обстоятельств. Мы никогда не знаем, чего можем добиться от самих себя. Лень, конечно, – наибольшая помеха к развитию наших способностей. Изречение «познай самого себя» навсегда останется основной аксиомой всякого общества, где каждый стал бы точно выполнять свою роль и осуществлял бы её во всём объёме».