Известна история, как один художник в 1970-е годы, не имея приличной одежды, но будучи приглашенным на прием, нарисовал себе носки на ногах. Сейчас бы сказали, что он украсил себя в стиле боди-арта, хотя и по необходимости.
Что же такое боди-арт?
Это так называемое «телесное искусство», одно из направлений модернизма, возникшее в 1960-х. Основная идея боди-арта заключается в том, что тело человека является таким же инструментом самовыражения, как и его творчество. Речь идет не только о нанесении на тело каких-то знаков, но и об использовании жестов, поз, прикосновений, словом, любых проявлений «жизни тела» для передачи некоего эстетического смысла. Во многом боди-арт есть искусство действия. Иногда художник наносит части рисунка на разные тела, которые потом выстраиваются в нужном порядке. Однако трюкаческая, или даже штукарская сторона этого искусства, использование светящихся красок, эротические провокации, общий шутовской характер действия (исполняемый зачастую художниками-дилетантами) привел к тому, что боди-арт постепенно отошел от исследования проблем человеческой идентичности. Такие вопросы бытия, как соотношение телесного и духовного, сознательного и бессознательного, словно уже и не интересуют боди-артистов. Нынче их все чаще можно встретить там, где в ходу искусство развлечений – в ночных клубах, на вечеринках и презентациях. Впрочем, на «корпоративе», устроенном одной угледобывающей компанией, девушки, разрисованные под антрацит, произвели благоприятное впечатление и заслужили одобрение вполне художественной критики. Она же оказывает благосклонное внимание различным фестивалям и чемпионатам по боди-арту…
Боди-арт сопровождал человека на протяжении всей истории его существования. Татуировка или раскраска тела современна наскальной живописи. И по ней можно было узнать и принадлежность к племени, и возраст, и социальное положение, и религиозные взгляды, а иногда и настроение человека, считает ли он себя в состоянии войны или что-нибудь празднует. Тело всегда осознавалось как очень важный или даже единственный носитель информации. В раскраске тела был и практический смысл: например, для защиты от насекомых или для маскировки. А в древнем Египте косметикой защищали глаза от палящего солнца.
Но уже в обычае чернить или даже удалять зубы некоторые ученые усматривают стремление выделиться из животного мира. А в удлинении шеи с помощью специальных колец у девушек некоторых африканских племен, или искусственное уменьшение ступни у юных китаянок, очевидно движение к своеобразно понятой красоте. К своеобразно понятой?
Ну да. Если представители индуистских религиозных сект истязают себя крючьями, наносят рубцы и раны, то мы говорим, что это фанатики. Но объяснить их действия можно. Для чего это делают «пирсингисты» или представители так называемого «искусства шрамирования»? Для красоты. Если раньше видели у мужчины серьгу в ухе, то понимали, что он моряк и обошел вокруг света, а если две, то дважды (трудно сказать, как украшали себя трижды кругосветчики, но может, таких и не было вовсе). Сейчас такая серьга ничего не означает и делается исключительно для красоты и доказательства собственной современности и модности. И, наконец, если в нынешних боди-флексе, боди-брендинге и боди-пейнтинге специально подчеркиваются омолаживающие эффекты, приобретение осанки, стройности и т.д., то боди-арт – это чистое и своеобразное искусство.
Ни в коем случае никого не осуждая и не виня, зададимся вопросами: где граница между полезным, красивым, прикольным и, наконец, вершиной искусства – художественным образом? Когда необходимая функция превращается в отвлеченную красоту или моду? Могут ли они существовать отдельно друг от друга? Как долго? Примерно столько же, сколько пуговицы на рукавах наших пиджаков, которые в свое время действительно застегивали обшлага камзолов? Похоже, это вечные вопросы искусствознания, не до конца решенные и всегда вызывающие споры. И все же. Глядя на балерину, мы говорим: прекрасно, образно, через движение раскрываются глубочайшие смыслы. Глядя на гимнаста: красиво, отточено, нет границ совершенству человеческого тела. Что мы должны говорить, глядя на физиономию, нарисованную, на «противоположной» части человеческого тела? Кажется ответ прост: смотря как нарисовано.
Тюремная татуировка строго табуирована. Отклонения от нее называются «портачками» (то есть испорченными) и караются физически. Конечно, некоторая вариативность имеет место, но круг тем, передача необходимой информации о личном статусе заключенного остаются неизменными.
Нынешнее тату как часть боди-арта – поле для творческой свободы.
Система академической живописи строго регламентирована. Отступления от нее караются морально, но… представляют собой момент развития и саморазвития свободного художества. Здесь тоже кроются ответы. Боди-арт как будто отказался от привычных для нас материалов живописи. Но, во-первых, это не совсем так, а во-вторых, он из-за этого не лишился возможности эстетически исследовать окружающий нас мир. Да и сложились уже внутри этого сообщества и определенные правила, технические приемы, школы. Кого-то удовлетворяет художественная игра, необычность самого действия. А кто-то называет свою серию: «Дуновение вселенной». Конечно, это еще ничего не значит – и прическу можно назвать «Стрелы независимости» (реальный пример). Но вспомним, что во многих эстетических системах право называться искусством дается и парикмахерскому, и кондитерскому, и портняжному мастерству.
А в боди-арте полем приложения является человеческое тело. Какие безграничные возможности открываются перед художником, какая многотысячелетняя традиция за этим стоит!
Безусловно, возможности художественного познания мира у боди-арта есть. Как и опасности скатиться к пошлости, банальности, рекламе, просто глупости. Но эта опасность существует не только для художников любых направлений, но и вообще всех людей.
И хочется обязательно добавить еще вот что. Любоваться девушкой, превращенной в лису или кошку рукой талантливого боди-артиста можно, как и рукой-крылом в классическом балете, но… существует ведь естественная грация девчонки за соседней партой, у окна… Надо только вглядеться.
Сергей Пухачёв.