«Лично я всегда старался выразить сюжет технически, строя свою работу на основе технического выполнения,
как музыкант-виртуоз, а не как музыкант-композитор»
Николай Фешин
Николай Иванович Фешин (1881–1955) – выдающийся русский живописец, блистательный рисовальщик, скульптор, мастер декоративно-прикладного искусства, педагог, академик живописи, член Товарищества передвижных художественных выставок.
"Фешин среди современных живописцев самый крупный", – писал в 1926 году И.Е. Репин, обращая внимание современников на удивительно талантливую техничность исполнения художником своих работ. Действительно, сама манера письма, выверенный акцент на контраст живописных фактур, виртуозность кисти позволяли ему максимально полно раскрыть задуманный сюжет, усилить интонацию, показать психологическую глубину и природную красоту радости творчества.
Фешина знали все: он очень быстро стал известным не только в России, но и в Европе и Америке. Его работы справедливо сравнивали с произведениями крупнейших мастеров европейского и русского искусства начала двадцатого века, более того, современники часто называли его «Микеланджело нашего времени». Творческие достижения художника были отмечены пенсионерской заграничной поездкой, премией им. А. Куинджи, орденом св. Станислава III степени, золотой медалью на международной выставке в Мюнхене, званием академика живописи. Каждая выставка живописи Фешина становилась открытием, вызывала восторг у зрителя, радовала коллекционеров и почитателей таланта художника.
В 1923 году Николай Фешин становится преподавателем нью-йоркской Академии искусств и остаётся жить в США. Американцы считают Фешина своим художником, создающим свои произведения с «поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского». Сам Фешин никогда не забывал своей Родины и в 1949 году, он напишет брату: «Дорогой Паня! – Я часто думаю о прожитом и прихожу к заключению, что люди искусства не должны покидать своей страны, что бы то ни случилось с ней. Весь духовный фундамент человека закладывается с самого детства и растёт вместе с окружающим до самого конца. В чужой стране он только существует физически, находясь в постоянном одиночестве, не понимая смысла жизни. Одно утешение, что судьба поделила мою жизнь между двумя великими народами…». Согласно завещанию художника, его дочь Ия Фешина-Брэнхэм перевезла прах отца на Родину, в город Казань, в 1976 г.
Художественный язык Николая Фешина складывался на пересечении нескольких стилевых направлений, в нём нашли сложное преломление и реализм академической школы, и элементы экспрессионизма, и приёмы импрессионизма, и любимая идея модерна – подражание не формам как таковым, а органике их жизни. Кажущаяся небрежность и размашистость живописной поверхности картин художника на самом деле подчинена строго выверенной конструкции, в которой принцип незавершённости, или «нон-финито», является основным средством художественной выразительности. В истории искусств принцип «нон-финито» (от ит. «non finito» – не законченный) принято относить к творчеству крупнейших мастеров Возрождения – Микеланджело и Леонардо да Винчи. К приёмам намеренной незаконченности прибегали, в отдельных случаях, и русские художники, например, В. Серов, М. Врубель, К. Коровин, Ф. Малявин, И. Куликов, А. Архипов. Акцент на «нон-финито» незаметно вовлекал зрителя в процесс сотворчества, давал ему возможность самому закончить произведение искусства в своём воображении, интерпретировать замысел автора согласно своему впечатлению. Принято считать, что наиболее яркое выражение принцип «нон-финито» находит в модернизме.
Фешин часто не заканчивал свои работы. Приём намеренной незавершённости позволял ему обнажить и сделать самостоятельным сам творческий процесс: проследить рождение композиции, почувствовать пластичность краски, игру мазка, насладиться деталью, интуитивно и свободно увлечься образом, наполнить пространство холста живым ритмом и особым дыханием («Бабье лето», 1927–1933; «В бондарной мастерской», 1914; «Девочка в фиолетовом платье», 1927–1933; «Зимний пейзаж», 1917; «Распутица», 1900-е; «Русский дом», 1910).
Безусловным фешинским шедевром является «Портрет Вари Адоратской» (1914), критики связывают его с известным полотном В. Серова «Девочка с персиками» (1887). Действительно, в этих произведениях талантливо созвучно эмоциональное состояние, настроение, светотеневая партитура, атмосфера гармонии и счастья. Однако в своей работе Фешин использует особый композиционный приём – он помещает девочку в область натюрморта, изображённого на первом плане. При этом фигура девочки смещена влево, а лицо находится в оптически активной части холста, композиция ассиметрична, но в ней создан незримый каркас, обеспечивающий определённую скульптурность передачи облика персонажа, позволяющий словно обходить модель с разных сторон. Здесь всё трансформировано в единую систему, где основным является соединение натурных впечатлений с условной режиссурой. Это ещё одно открытие Фешина, которому он обязан глубокому изучению рисунков старых мастеров, – «…чтобы писать, нужно уметь рисовать», – часто говорил художник своим ученикам.
Огромное по объёму наследие Николая Фешина находится по всему миру. Это коллекции живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, иллюстраций, скульптуры и дизайн-проектов. Наиболее полную коллекцию произведений Фешина в Росси представляет Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан и Чувашский государственный художественный музей. В США работает Институт имени Фешина с музеем и образовательным центром. Большая экспозиция работ художника собрана в музее Гарвардского университета и в Музее американского искусства в Вашингтоне, в Национальной портретной галерее в Лондоне и во многочисленных частных коллекциях.
По мнению историков искусства, Николай Фешин подвёл итоги развития русской станковой живописи второй половины XIX века.