Страна Восходящего Солнца – ближайший сосед нашего острова Сахалин. Говорят, что с мыса Крильон (самой южной точки острова) в хорошую погоду можно увидеть берег Японии. Культура этой удивительной страны неповторима, загадочна и притягательна. В силу этого соседства мы включили в программу обучения несколько заданий, посвящённых Японии (об одном из них мы уже рассказывали в «ВС» №2 за 2009 год).
Задание, о котором нам хочется рассказать, можно условно назвать «Ширма».
К работе мы с учениками готовимся заранее. Беседуем о том, что ребята знают об этой стране: что у нас общего, и в чем отличие наших культур и мировоззрения. Рассказываем о традициях, культуре, быте и т.д. Говорим о том, что некоторые слова, пришедшие к нам из японского языка, прочно вошли в наш лексикон: тайфун и цунами, суши и васаби, каратэ, дзюдо, кимоно, хаки, сакура, джакузи, ну и конечно, самураи и ниндзя. Мы рассказываем о декоративном искусстве Японии, об её архитектуре, национальном костюме, о садах камней, искусстве икебаны. Рассказываем о том, что такое бонсай и нэцке.
Задание рассчитано на три-четыре занятия. На первом этапе работы вдохновлённые изученным материалом ученики нарабатывают эскизный материал на выбранную тему. Определяем технику исполнения. В данном случае ребята выбрали фломастеры с гелевыми ручками. Параллельно с работой над этим заданием стараемся как можно больше узнать о Японии. Смотрим работы Кацусико Хокусая, гравюры Утамаро и Китагавы. Показываем ребятам фото японских традиционных кукол, предметы декоративноприкладного искусства (веера, гребни, посуду, шкатулки). Коротко рассказываем о чайной церемонии, традиционном японском театре и даже о любопытных особенностях воспитания детей.
Таким образом, выполняя композицию, мы погружаемся в культуру соседнего государства, сближая наши берега.
Софья Климова.