В этом номере педагогические советы раздает: Софья Климова ДШИ пос. Тымовское, Сахалинская область
Мои третьеклассники, ребята 8-9 лет, в курсе учебы на художественном отделении выполняют задание по композиции: «Веер». Основой для работы становится веер традиционной формы, привезенный из Японии. Устраиваем конкурс на лучший рисунок для этого изделия. Чья работа общим голосованием будет признана лучшей, та и будет торжественно наклеена на место фабричной картинки.
Наш остров Сахалин соседствует с Японией, мы обязательно рассказываем ученикам об этой удивительной стране, так не похожей на Россию. Рассказываем о традициях древних японцев, о современном укладе их жизни, об их удивительном искусстве. Стараемся увлечь наших учеников уникальной культурой страны Восходящего Солнца. Рассказываем, что многие изобретения, вещи и даже традиции, пришедшие с Востока, и в частности из Японии, прочно внедрились в нашу жизнь. Особенно это чувствуется у нас на острове, ведь на юге Сахалина когда-то жили японцы, и даже сохранились некоторые архитектурные сооружения, ими созданные. Например, здание областного краеведческого музея.
В 2000 году трое наших учащихся побывали в местечке Аомори и привезли много впечатлений, рассказов и сувениров. Среди последних главное место заняли, конечно, веера, которые мы очень любим использовать в учебных постановках. У нас есть программное задание по живописи «Японский натюрморт», в нем веер является обязательным элементом.
Мы с ребятами внимательно изучили альбом-каталог выставки «Японский дизайн: традиции и современность», увиденной когда-то в Москве и поразившей детское воображение. Нашли номер «Введенской стороны», в котором были напечатаны японские стихи хайку. Обсудили непривычный стихотворный размер и тематику, поговорили об их удивительной образности и выразительности. Много говорили о веерах. Ребята узнали, что с их помощью можно было общаться, подавать тайные знаки. Что изображение на веере несло завуалированное послание.
Темой рисунка для веера мы выбрали пейзаж. Договорились разделить поверхность веера на 2-3 полоски-уровня. Работая над эскизами, каждый из ребят должен был предложить 3-4 идеи. Вместе обсуждали и выбирали лучшие варианты для дальнейшей работы. Надо было решить, в каком материале выполнять работу. Выбрали фломастеры в сочетании с гелиевыми ручками.
И кропотливая работа закипела. Ну, а по её завершении состоялся любимый ребятами момент – голосование за лучшую работу.