В этой программе мы изучаем наиболее универсальные понятия композиции - основы графического дизайна, его азбуку. Графические элементы рассматриваются как носители определенных ассоциаций и смыслов, а их взаимоотношения в поле композиции - как аналог взаимодействия реальных сил, как процесс моделирования различных ситуаций. Исследуются выразительные возможности точки, линии, геометрических фигур, различных абстрактных форм и фактур.
Основные функции композиции - выражение смысла и приведение в единство и гармонию всех ее элементов. Создаваемый образ служит камертоном всей композиции, ее формообразующим фактором. Соподчинение всех элементов главной идее позволяет найти соответствующий композиционный строй, добиться нужного эффекта. Постепенно приходит умение абстрагироваться от одних свойств и качеств, подчеркивать и выделять другие для лучшей передачи той или иной информации, понятия, идеи. Искусство абстрактной композиции заключается и в том, чтобы сделать невидимое видимым, наглядным и предельно выразительным.
Цель программы - инициация ученика в композиционный процесс - сосредоточение и погружение в мир образов и форм, мобилизация художественной восприимчивости, воображения и интуиции. Каждое передвижение графической формы в поле листа дети учатся соизмерять со своими восприятиями, с возникающими ощущениями и чувствами. Процесс композиционного поиска - особое состояние единства внутреннего и внешнего, объективного и субъективного, содержания и формы, соответствия мыслей, чувств и моторики, при котором весь человек становится инструментом и проводником творчества. Это процесс вживания в образ, поиска адекватных способов его выражения и формы, способной вызвать необходимое состояние при помощи комбинаций первичных абстрактных элементов.
Мы изучаем основные композиционные категории: «Статика - Динамика», «Симметрия - Асимметрия», «Вертикаль - Горизонталь», «Хаос - Порядок», «Элемент - Система», «Большое - Малое», «Мягкое - Жёсткое», «Метр и Ритм» и т.д. В некоторых заданиях противоположные понятия совмещаются в одной композиции, другие задания предполагают выполнение двух парных композиций, в которых контрастные понятия сравниваются и сопоставляются.
Комплекс заданий курса является тренингом по развитию ассоциативно-образного и визуального мышления, воображения и фантазии, способствует концентрации внимания, внутренней визуализации образа, развитию чувства гармонии и соразмерности.
Светлана Ленцкая, Ольга Левиаш
Образовательная программа: «Выразительные свойства композиции»,
б-й год обучения в Детском дизайн-центре.
Авторы программы: Сергей Таланкин, Светлана Ленцкая, Ирина Егорова.
Педагоги: Сергей Таланкин, Ирина Егорова, Светлана Ленцкая, Ольга Колчина,
Иван Герц, Елизавета Гришина, Александра Савельева, Татьяна Жукова.