Детский дизайн-центр
отдела техники ГОУ «СПб ГДТЮ»
тел/факс: +7(812) 310-40-39
e-mail: design.center@mail.ru
Авторы работ: Зарецкая Надя, Бельтюкова Настя, Ребриева Лена, Левиаш Оля
В задании на «Фактуру» мы ищем и используем определённый способ нанесения краски, создавая фактурную поверхность (единую для всей работы или имитирующую поверхности входящих в постановку предметов) при помощи мазков различной формы.
Образовательная рограмма:
«Выразительные элементы живописи» 8-9-й год обучения в Детском дизайн-центре.
Педагоги:
Светлана Ленцкая Ольга Левиаш Нина Рыжикова.
Авторы работ:
Маркович Оля, Хмелёва Полина, Усманова Люда, Короткова Наташа, Борисовская Люба, Окулич Оля.
Для будущего дизайнера очень важно сохранять восприятие чистым и открытым. Запреты, жесткие правила, различные табу пугают и останавливают свободный поток творчества. Боязнь сделать что-нибудь «неправильно» мешает живому непосредственному творческому процессу, искажает его, заставляет приспосабливаться к общепринятым живописным приёмам и чуждому восприятию.
Вот почему в процессе обучения мы должны дать ребёнку как можно больше возможностей для исследования и самовыражения. Самостоятельный поиск решений разнообразных, чётко поставленных, творческих задач заставляет каждый раз искать новые выразительные средства и живописные формы, избавляет от искушения использовать готовые механические приёмы, шаблоны и привычные ходы. Свежесть восприятия сохраняется благодаря постоянной смене задач, материалов и техник исполнения.
Знакомство со всем спектром живописных возможностей облегчает поиск художественной формы при воплощении задуманного образа. Использование различных наборов художественных элементов и изобразительных средств позволяет ученикам получать самые разнообразные интерпретации одной постановки и совершенно непохожие друг на друга живописные образы (смотри иллюстрации справа). Работы приобретают индивидуальный и неповторимый характер.
Занятия живописью помогают не только освоить широкий спектр возможностей, но и открыть новые горизонты, прислушаться к голосу своей интуиции, опереться на себя внутреннего, поверить в свои силы. Изучение объективных законов языка живописи, сознательная постановка задач и выбор художественных средств сочетаются с погружением в стихию бессознательного, субъективных, непосредственных восприятий и чувств. Мир внутренний, мир души обретает свое выражение в формах и образах внешнего мира.
В этом номере мы продолжим знакомство с программой «Выразительные элементы живописи» и творческими работами учеников по некоторым её заданиям (см. также статьи в №№ 1, 2 за 2010 год). Два года занятий по программе посвящены системному изучению основных живописных средств, их взаимодействия и художественной выразительности. Живописная форма складывается из самых разных элементов: цвета и тона, светотени, фактуры, контура, пластики и ритма. В каждом новом задании акцент делается на одном из этих выразительных элементов или их сочетании. Таким образом, ребята приобретают умение увидеть и вычленить в натуре различные её свойства и соотнести их с художественными средствами.
Атмосфера творческого поиска и непрерывного эксперимента стимулирует мотивацию, обостряет восприятие, приводит к оригинальным, нестандартным результатам и раскрывает возможности самовыражения, личного понимания и видения. Система преподавания направлена на сохранение в учениках их индивидуальных предпочтений, стилистических особенностей и самобытности.
Светлана Ленцкая, Ольга Левиаш.