Уважаемые читатели, вы должно быть заметили, что в рубрике «Музей» идет серия публикаций посвященных иконографии двунадесятых ( самых главных в году) православных праздников. «Благовещение», «Рождество», «Пасха», а теперь вот «Введение». Этот праздник имеет для нас особое значение, ведь название нашего журнала происходит от имени этого праздника, и родился наш журнал осенью, в дни празднования «Введения Богородицы в храм».
На исходе осени, когда вступает уже в России в свои права зима, 21 ноября по-старому, 4 декабря по-новому, торжественно отмечается великий церковный праздник Введения Богородицы во храм. «Введены; пришло, зиму привело», – утверждает по опыту многих поколений народная примета. «На Введенье толстое л еденье» таково старинное московское присловье, в память о ранних морозах, которые в иные годы ударят еще задолго до праздника, после затяжных дождей и за одну ночь скуют землю, сделают твердыми разбитые в осенней непроезжей хляби дороги. Засверкает тогда на холодном рассвете первый, некрепкий еще лед на прудах и озерах. А к Введеньеву дню уже и снег, и солнце, и ставшие привычными морозы – совсем зима. Правда и то, что этот перелом к зиме бывает неустойчив, нередко сменяясь оттепелями. «Введенские морозы зимы не ставят»,– говорили, тоже основываясь на многолетних наблюдениях, старые люди. И все-таки Введение – праздник зимний, приходится по календарю на седьмой день рождественского поста, издревле установленных церковью сорока дней очищения и покаяния перед Рождеством Христовым.
И само Введение в народном сознании, вводя зиму, ведет к Рождеству. Это убеждение основывается вовсе не на игре слов: по церковному уставу накануне Введения, за праздничной всенощной впервые в году начинаются рождественские песнопения, как бы издалека звучит уже грядущее торжество рождественской ночи.
Разумеется, рождественские мотивы – не самое главное в празднике Введения Богородицы во храм. Он возвращает нас к Протоевангелию Иакова, повествующего о том, что произошло в семье Иоакима и Анны.
Введенская церковь. Введенская сторона... В основе этих названий лежит один из христианских праздников – Введение во храм Божий Пресвятой Богородицы.
В галилейском селении Назарет в семье благочестивых и любящих Бога Иоакима и Анны родилась дочь Мария. Родители хранили ее как зеницу ока своего ,ведая, что она будет свет миру. Они воспитывали ее с таким особенным вниманием и попечением, какое надлежало иметь как к Матери нашего Спасителя. Когда Марии исполнилось три года, родители привели ее в Храм Божий, как дар, обещанный ими Богу. Для этого пригласили в Назарет, где они жили, всех своих сродников, которые были царского и архиерейского рода. Пригласили также чистых дев, приготовили много свеч и убрали Деву Марию с великолепием царским. Устроив благолепно все, что нужно было для Ее славного введения во храм, все отправились в Иерусалим, отстоявший на три дня пути от Назарета. Ее подруги-сверстницы, как и Сама Мария, шли с зажженными свечами в руках.
Навстречу им вышли с пением из храма священники во главе с первосвященником. Весь Иерусалим собрался глядеть на столь необыкновенное шествие трехлетней Отроковицы.
И не только жители земного Иерусалима, но и граждане неба синего, святые ангелы стеклись, чтобы видеть введение Пресвятой Девы Марии.
Иоаким и Анна с благоговейными молитвами поставили Марию на первую ступень лестницы, ведущей в храм. Лестница же эта имела пятнадцать больших ступеней, по числу псалмов, которые священники пели при входе в храм. И вот трехлетняя Мария, без всякой помощи посторонних взошла по высоким ступеням. Все изумились, увидев это. Там первосвященник встретил и благословил Ее, как это он всегда делал со всеми посвящаемыми Богу. А затем, по внушению Духа Святого, он ввел Ее во Святая Святых – самое священное место в храме. Туда никто не имел право входить, кроме его самого и лишь один раз в году. Так Пречистая и Преблагосло-венная Дева Мария введена была в церковь Господню. При храме Божием Пресвятая Мария жила около 11 лет и выросла глубоко благочестивую, во всем покорной Богу, необычайно скромной и трудолюбивой.