«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».
Микеланджело.
Мы продолжаем начатый в предыдущем номере разговор о сходстве принципов создания художественного произведения в музыке и изобразительном искусстве.
Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр. Поддерживая и обогащая друг друга они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение. Если внимательно присмотреться к этим понятиям, то мы увидим, что рядом с каждым из них можно поставить термин, выражающий то же самое в изобразительном искусстве.
Мелодия – Рисунок
Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.
В изобразительном искусстве основная мысль и творческая идея в картине выражаются рисунком. Именно рисунок сообщает зрителю сюжет картины, её содержание.
Гармония – Колорит
Мелодия становится ярче, когда к ней присоединяется главный помощник – гармония. Это слово пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и гармонией всегда нерасторжимая связь. Есть гармонии, которые в сочетании с мелодией выражают чувства гнева, страха, или, наоборот, настроения радости и ликования.
Гармоничное сочетание различных цветов в картине называется колоритом. Колорит тоже «расцвечивает» рисунок, создает красочное богатство картины, её цветовую цельность, помогает художнику передать определенное эмоциональное состояние полотна. Колорит воспринимается в единстве, в стройном согласии с рисунком картины. Чувство колорита – очень ценный и необходимый для художника дар. Среди русских художников особенно наделены им были В.Суриков и К.Коровин.
Ритм-ритм
Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ритма. Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей, а в живописи ритмом называют гармоничное сочетание разновеликих пятен. Ритм – греческое слово и переводится как «мерное течение». Ритм обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки. Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д. Ритм существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим. Ритм применяется в живописи. Благодаря ему картина приобретает композиционную стройность, организованность, динамичность. Именно ритм помогает художнику передать движение в картине.
Лад-настроение
Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Сочетания звуков воспринимаются по-разному. Одни устойчивые, на них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук лада называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.
В живописи используется термин – настроение. Часто, определяя эмоциональное состояние картины, употребляют музыкальные выражения « мажор» и «минор».
Тембр-манера, стиль
Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». В музыке он играет ту же роль, что и стилизация в изобразительном искусстве. Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной звуковой окраске. Человеческий голос тоже обладает своим тембром. В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы). По стилю, манере исполнения художественного произведения в живописи определяем ту или иную эпоху, или конкретного автора.
Музыка и живопись, говорит с нами ярким выразительным языком. И eго необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для наc близким и доступным. И мы, слушая (смотря) произведения, сможем оценить не только в целом достоинства музыкальной или художественной работы, но и восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: проникновенной мелодией (выразительным рисунком), чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний (колоритом), многоцветной палитрой тембров (стилей), неповторимым многообразием ритмических рисунков.
Лариса Путинцева.