«ПРИРОДА ПРЕКРАСНА. И КОГДА НАБЛЮДАЕШЬ ЕЁ, НУЖНО НЕ ВЫДУМЫВАТЬ, А СМОТРЕТЬ И СМОТРЕТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ. КАК БЫ НИ БЫЛА БОГАТА ФАНТАЗИЯ,
ПРИРОДА ВСЁ РАВНО БОГАЧЕ. ЭТО ВСЕГДА НУЖНО ИМЕТЬ В ВИДУ»
В.В. МЕШКОВ
Пожалуй, все согласятся, что, обучая детей изобразительному искусству, преподаватель стремится к тому, чтобы в процессе обучения не только успешно усваивалась учебная программа, но и развивались художественно-творческие способности, происходило становление ученика как творческой личности. Мне бы хотелось описать ряд заданий, способствующих тому, чтобы ученик овладел выразительными возможностями акварельной живописи и научился пользоваться ими в воплощении своих творческих замыслов. Эти задания не образуют, конечно, какую-то жёсткую, завершённую систему: скорее они иллюстрируют основные задачи, которые приходиться решать на уроках живописи. Программа по предмету предполагает выполнение различных по сложности натурных постановок, этюдов. Умения и навыки накапливаются постепенно, учитываются возрастные особенности учеников.
За годы работы в детской школе искусств №11 им. В.М. Васнецова сменилось несколько поколений, меняются программы, условия работы, но остаются задания, которые не оставляют равнодушными учащихся разных возрастов – знакомство с увлекательным миром природы.
Любовь к природе, восхищение её красотой, особое уважение и пристальное внимание начинается с первых натурных этюдов цветов, трав, листьев. Цветы растут под окнами наших домов. Они заселяют поля, леса, луга. С первых живописных работ настраиваю учеников не бояться потратить время на то, чтобы вглядеться, вчувствоваться в этот цветок, понять его форму, уточнить набор используемых красок. Обращаю внимание на то, что у каждого цветка свой особый характер стебля, лепестков, изгиб ветки, формулирую учебные задачи, показываю поэтапность работы над этюдом. Не будет излишним тщательная детальная проработка мельчайших подробностей – тычинок, пестиков. Такое дотошное изучение – необходимое условие овладения мастерства. Но при этом не должна быть утрачена цельность изображения
Пленэр – самое увлекательное время писать акварелью цветы. Учащиеся убеждаются в том, что нет одинаковых листьев, веточек. Что одни и те же цвета могут быть гармоничными в одних сочетаниях и дисгармоничными в других. Когда погода не позволяет работать на улице, ставлю цветы в различные вазы, стаканы, банки и показываю, как передать материальность прозрачного стекла, тяжесть метала, нежность цветов. Важно грамотно показать пространственно – пластическое решение, колорит. Вместе мы составляем натурные постановки с цветами, выбираем цветовую гамму драпировок, композицию листа, настроение, анализируем и внимательно наблюдаем натуру. Умение ставить посильные учебные задачи позволяет учащимся добиваться успешного выполнения кратко – срочных этюдов или длительных постановок. Наполненная творческим трудом летняя учебная практика даёт хороший творческий заряд к самостоятельной работе во время каникул, закрепляет полученные знания, формирует творческое лицо.
В течение года мы также обращаемся к изображению цветов в тематических натюрмортах. Так, учащиеся старшего класса написали; натюрморты с портретами А. Пушкина, П. Чайковского., натюрморты с репродукциями картин В. Борисова-Мусатова «Женский портрет» и М. Врубеля «Портрет Изабеллы Врубель». Для успешного выполнения сложной задачи натюрморта с цветами, понадобятся все ранее полученные знание на пленэре; понимание строения цветов и предметов, характер освещения, глубину пространства, умение точно находить цвет. Предметы, составляющие постановку, просты по форме и подобраны по смыслу, колористическая гамма драпировок созвучна репродукциям.
Ещё раз подчеркну, что живопись заключается не в изолированном копировании того или другого участка или цветового пятна натуры, а необходимо устанавливать связь между всеми оттенками цвета, руководствуясь методом одновременного сравнения.
Задания, описанные выше, преследуют единственную цель; помочь учащемуся овладеть цветом как выразительным средством живописи; развить способность создавать эмоционально выразительные цветовые решения, а также чувствовать и понимать то выразительное, содержательное значение, которое имеет цвет в искусстве больших мастеров. Предложенные задания можно видоизменять с учётом своего способа преподавания, состава класса, сохраняя академическую направленность, развивая отзывчивость на всё прекрасное в природе.
Умение рисовать само по себе не приходит, для этого требуется упорный труд и определённая система занятий с преподавателем.
Изображение цветов – бескрайняя область применения знаний, труда и таланта художника. Любование хорошо написанным этюдом, изучение натуры во всём его многообразии, разглядывание маленького цветка подарит большую радость и успех.
Виктор ТЕНСИН
Заслуженный работник
культуры Удмуртской Республики, член Союза художников России