Советы раздаёт Николай Локотьков,
г. Старая Русса
Почти во всех художественных школах и школах искусств ребята с удовольствием занимаются лепкой из глины. Затем они украшают свои работы цветными глазурями, ангобами, процарапыванием, раскрашивают гуашью или акварелью. Но мне не доводилось видеть, чтобы на уроках школьники тонировали глиняные скульптурки под бронзу. А между тем это чрезвычайно интересный и полезный опыт, эффектное и увлекательнейшее занятие.
С древних времён творцы прибегали к имитации тех или иных материалов в скульптуре. Особенно широкое использование она получила в наше время. Дело в том, что изготовление скульптурок из бронзы представляет собой очень затратный процесс, стоит немалых денег. Но ведь и не всякая скульптура заслуживает изготовления из бронзы! А если у вас нет ни средств, ни технических возможностей отлить скульптурку из бронзы? А если надо выставить на обсуждение эскиз бронзового памятника, который, возможно, жюри не примет к дальнейшей проработке? Вспомните гигантские «золотые» алтари в церквях! Сколько же надо благородного металла, чтобы изготовить всю эту барочную красоту? Вот в этих случаях скульпторы используют различные способы тонировки изделий «под бронзу» или «под золото».
В нашей студии эти приёмы используются на уроках скульптуры. Расскажем о самом простом из них. Берем обожжённую глиняную скульптурку или медаль, и со всех сторон, попадая кисточкой во все углубления, покрываем чёрной тушью или чёрной масляной краской с добавлением зелёного цвета. Т. е. цвет покрытой краской поверхности должен напоминать потемневшую от времени бронзовую скульптуру. Затем протираем тряпочкой выпуклые места, не трогая углубления. И после этой подготовительной работы наступает самый восхитительный момент в процессе имитации бронзы. Мы уже приобрели в магазине художественных материалов тюбик с бронзовой краской(пастой). Выдавливаем немножечко содержимого на подушечку большого пальца правой руки и лёгкими движениями указательного пальца растираем пасту до тонкого равномерного слоя. А затем легонечко проходим пальцами по выступающим частям скульптурки… На наших глазах происходит удивительное преображение! Керамика превращается в бронзу! Здесь самое главное соблюсти меру, не перегрузить изделие бронзовой пастой.
Предлагаем посмотреть наши глиняные медали, тонированные под бронзу. Они были изготовлены к 1000 летнему юбилею города Старая Русса, и заняли достойное место на юбилейной выставке. Мало кто из зрителей усомнился в том, что в витрине лежат не бронзовые медали, а глиняные. Попробуйте сами и вы поймёте наш восторг!