Что такое танцевальная музыка? Определение этого понятия очень простое – это музыка, придуманная или исполняемая для того, чтобы под нее танцевали. Танцевальная музыка включает в себя множество вариаций от вальса до танго, от диско до рок-музыки.
Танец невозможно представить без музыки. Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, где танцевали в сопровождении труб, виол, оркестра. Музыка и танец объединяли людей. Большинство старинных танцев в той или иной форме дожили до нашего времени. Конечно, они очень отличаются друг от друга в зависимости от страны, в которой родились, от времени, когда это произошло, и от того, кто и где их исполнял. Со временем на основе танцевальных ритмов появились музыкальные сочинения, созданные специально для слушания. Это инструментальные пьесы, отдельные части классических сонат и симфоний. Широко используется танцевальная музыка в опере, на ней основан балет.
История танцевальной музыки насчитывает многие тысячи лет. Танец в давние времена был делом первостепенной важности. Первобытные люди под сопровождение простейших ударных инструментов выстраивали его с привычным порядком охоты или боя, обращаясь за помощью к духам и демонам. О ее широком распространении в странах древнего мира можно судить на основе мифологии, скульптурных и графических, а также немногих письменных музыкальных памятников.
Главными предводителями греческого танца были боги – Аполлон и Дионис. Аполлон покровительствовал девяти музам, опекавшим различные искусства. В числе них была и муза танца – Терпсихора. Дионис почитался как бог виноделия, плодородия, бог творящей природы. Его всегда сопровождала пестрая и шумная свита, неистово пляшущая. Аполлона чтили аристократы, он считался воплощением гармонии. А Диониса больше почитал простой народ.
В средние века танец продолжал жить как в народе, так и в аристократических кругах. Танцу посвящали жизнь бродячие актеры, в каждой стране именовавшиеся по-своему. Во Франции – жонглерами, в Германии– шпильманами, на Руси – скоморохами. Они бродили по всей Европе, забавляя публику танцами, песнями, игрой на музыкальных инструментах. При дворе Михаила Романова плясун Иван Лодыгин даже получал жалование за то, что учил «танцам и всяким потехам». Он был первым на Руси учителем танцев.
Благодатным временем для расцвета танца была эпоха Возрождения. С началом Ренессанса движения в танце постоянно соединялись по-новому, танцовщику приходилось не только выполнять их по отдельности, но и твердо помнить, как они следуют друг за другом.
В 1463 году виднейший учитель танцев Гульельмо Эбрео написал «Трактат об искусстве танца». В своей книге он подробно описывает празднества, завоевавшие широкую известность, подсказывает танцовщикам, как согласовывать движения с музыкой, и дает полезные советы музыкантам, которые хотели бы сочинять музыку для танцев. Он пишет о содружестве музыки и танца и о том, какие огромные возможности есть у этого содружества: оно помогает исполнять танцы любого народа в свойственной ему манере, а также «сочинять танцы согласно своей фантазии и таланту».
Наиболее распространенными танцами в Европе в XVI веке были павана и гальярда. Павана – старинный танец испанского происхождения, бытовавший также в Италии и других европейских странах. В переводе с латинского означает «павлин», «пава», этот танец-шествие исполнялся торжественно и горделиво. Строгие движения – шаги, повороты, поклоны – гармонировали с великолепием костюмов. На дамах были длинные платья со шлейфами, высокие остроконечные шляпы. На кавалерах?– плащи, шпаги и необыкновенные туфли с длинными, загнутыми наподобие птичьего клюва, носами. После паваны часто исполнялась гальярда (с итал. значит «бодрая») – трехдольный танец с легкими прыжками. В Италии на балах устраивали «конкурсы» на лучшее исполнение гальярды. Павана и гальярда были не только танцами, но и инструментальными пьесами. В музыкальных сборниках гальярда всегда следовала за паваной. Так появились старинные двухчастные сюиты, написанные для лютни – любимого европейского музыкального инструмента. В XVII веке павана и гальярда постепенно уступают место в сюите аллеманде и куранте, сарабанде и жиге. Эти танцы образовали четырехчастный цикл старинной сюиты (сюита в переводе с фр. означает «последовательность»). Пьесы следовали друг за другом в определенном порядке и соединялись по принципу контраста: медленные и подвижные.
В начале сюиты звучала серьезная, строгая, неторопливая аллеменда. Как бытовой придворный танец она появилась в Англии, Франции и Нидерландах в середине XVI века. Родилась аллеменда из приветственных сигналов трубачей, звучащих при встрече высоких особ– князей, владетелей графств и герцогств. Войдя в сюиту, аллеменда стала вступительной пьесой торжественного характера.
Вторая часть сюиты – куранта, довольно оживленный французский танец, переводится как «бегущий», «текущий». Танцевали куранту плавным скользящим шагом. Размер трехдольный, сложные и прихотливые фигуры танца отразились в причудливом мелодическом рисунке.
Совсем иная сорабанда, медленная, величавая, несколько суровая, имеющая даже скорбный оттенок. Ее размер трехдольный, с акцентом на второй доле такта.
Финал сюиты – энергичная жига, быстрый, непринужденный танец английских моряков. Исполняли его обычно парами, а матросы – по одному. Музыка жиги льется безостановочно ровными триолями, как веселый ручеек.
Постепенно композиторы стали включать в сюиту и другие танцы: менуэт, буре, гавот, ригодон. Иногда появлялись и нетанцевальные части: прелюдия, ария, каприччио, рондо. Произведения в жанре сюиты создавали И.Я. Флобергер, Ф. Куперен, Ж. Рамо, И.С. Бах, Г.Ф. Гендель.
Лариса Путинцева.