Так уж случилось, что инструменты этого семейства ведут свои родословные от разных двух-трёх семейств старинных инструментов. Усовершенствовались их конструкции, механика; изменились даже материалы, из которых они изготавливаются. Так, остались в прошлом старинные жильные струны, на их место пришёл нейлон. Необыкновенно расширились технические и выразительные возможности щипковых. Есть эпизоды, в которых эти негромкие голоса великолепно передают энергию воздушных потоков или водяных струй, их прозрачность, чистоту. Но между ними наступают мгновения, когда звук приобретает характер величавого шествия, неудержимого и страстного танца, яростной атаки …
Цимбалы венгерские (Cimbalom)
Инструмент, ведущий свой род от старинной цитры, предстаёт переднами в одном из самых искусных профессиональных воплощений.
Венгерские цимбалы и по сей день встречаются главным образом в венгерских цыганских ансамблях, где на них виртуозно играют музыканты, одетые в национальные костюмы.
В конце XIX века, когда появилась концертная версия венгерских цимбал, инструмент всё ещё считался этническим, народным, несмотря на то, что к нему обращался маэстро Ференц Лист.
Ситуацию переменили выдающиеся представители венгерской композиторской школы Бела Барток и Зенон Кодай. Позднее к ним присоединился Игорь Стравинский, который никогда не упускал возможности для эксперимента с каким-либо новым звучанием. Индивидуальный тембр и стиль венгерских цимбал украсили и разнообразили музыкальную ткань его сочинения «Байка про лису».
Диапазон инструмента составляет четыре октавы. Венгерские цимбалы располагают горизонтально и самыми различными способами ударяют деревянными или кожаными палочками по металлическим струнам.
Форма инструмента – трапециевидная. Габариты: длина – 150 сантиметров, ширина – 60, глубина – около 30. Современная концертная версия венгерских цимбал снабжена демпферным педальным устройством.
Мандолина (Mandolin)
Современная мандолина представляет собой подобие маленькой лютни с четырьмя хорами (парными струнами) скрипичного строя.
Инструмент известен с XVI века, но его предшественники из Германии и Италии были несколько крупнее и именовались мандорой или мандолой. Название «мандолина» – уменьшительное от мандоры или мандолы – утвердилось в Италии с XVIII века.
С тех пор современный тип мандолины называют ещё неаполитанским.
Мандолина удивительно достоверно воссоздаёт тёплую атмосферу домашнего музицирования, занятия столь традиционного как в Германии, так и в Италии. К этому и другим
колоритным свойствам инструмента неоднократно прибегали европейские авторы. Вивальди сочинил концерты для одной и двух мандолин, по-видимому, ещё старинных – шестихорных. Партия мандолины в серенаде из второго акта оперы Моцарта «Дон Жуан» предназначена уже для четырёххорной неаполитанской мандолины; для неё же писал и Бетховен. В духе традиционной домашней музыки мандолина
звучит в операх Верди «Отелло» и «Фальстаф».
Современная мандолина фигурирует в партитурах Второй симфонии и «Песни о земле» Малера, двух произведений Шёнберга и сочинениях других композиторов XX века.
О близости мандолины к лютневому семейству напоминают овальная дека, колковая коробка, слегка отогнутая назад, и корпус, который склеивается из отдельных сегментов – в точности, как у лютни. Общая длина инструмента порядка шестидесяти сантиметров, длина корпуса – более тридцати сантиметров. Струны настраиваются как у скрипки (g – d ’ – a’ – e”) и защипываются плектром.
Как домашний инструмент мандолина популярна в европейских странах и в Японии, в США и странах Латинской Америки.
Балалайка (Balalaika)
Балалайка – название, которое не в каждой стране и не каждый её житель сможет легко повторить. В Европе балалайку называют «русской треугольной лютней».
Это действительно русский народный трёхструнный инструмент лютневого семейства с длинным грифом и треугольным корпусом.
Балалайка известна в России с начала XVIII века, в конце XIX была серьёзно модернизирована при участии Василия Андреева (1861–1918) – блестящего исполнителя на балалайке, организатора и руководителя первого оркестра русских народных инструментов (1888 г.). С тех пор балалайка – родоначальник семейства из пяти инструментов.
Балалайка занимает достойное место в русском фольклоре, в сольном исполнении народной музыки и профессиональных сочинений на народные темы, в оркестре и ансамбле.
Инструмент очень непосредственно звучит в передаче европейской классики и современной музыки в упругих ритмах.
В качестве примера использования балалайки как характерного оркестрового тембра можно назвать два сочинения Дмитрия Шостаковича – оперы «Нос» и «Игроки». В настоящее время жильные и металлические струны балалайки повсеместно заменены нейлоновыми. Наиболее распространена прима-балалайка, строй которой e’ – e’ – a’. Длина инструмента 66 сантиметров, ширина – 39. Тональный диапазон – 1,5 октавы. Видовые инструменты семейства: секунда, альт, бас и контрабас-балалайки.
Банджо (Banjo)
В самом названии этого инструмента кроется какая-то ошибка, а быть может, намеренное искажение. В Испании и Португалии долгое время бытовал четырёхструнный (иногда – 5 –7-струнный) лютневый инструмент, вывезенный из Западной Африки: бандора (или бандола). В Новый Свет он мог попасть вместе с завезёнными из Африки рабами.
Банджо также считается лютневым инструментом. У него длинная шейка и круглый корпус, обтянутый пергаментной или кожаной (в настоящее время – пластиковой) мембраной, которая играет роль деки. Струнодержатель банджо крепится к корпусу, а струны опираются на подставку, совсем как у смычковых инструментов. Но банджо – не смычковый, а плекторный
инструмент.
Вполне возможно, что появление на свет банджо было случайностью: просто какому-то неизвестному музыканту или мастеру (быть может, из числа работников на плантации) пришла идея отремонтировать отслужившую своё бандору (или бандолу), приспособив вместо разбитого корпуса обыкновенный армейский барабан.
Массовая популярность пришла к 4-струнному банджо в 70-х годах XIX века. В 50-е годы XX века широкое распространение получил 5-струнный вариант банджо, чему немало способствовал выдающийся музыкант и певец Пит Сигер (1886–1979), который культивировал исполнительский стиль, характерный для сельских местностей южных штатов. Банджо порою включают в состав симфонического оркестра для создания специфического колорита. Так, например, его партию удалось обнаружить в оркестровке знаменитой «Рапсодии в блюзовых тонах» Джорджа Гершвина.
Корпус банджо имеет форму цилиндра диаметром около 30 сантиметров. Диапазон – 2,5 октавы. Распространенны два варианта настройки: G – c – g – h – d’ и G – d
– g – h – d’. В наши дни существует 6-струнное банджо с настройкой как у гитары.
Лев Залесский.