Так уж случилось, что инструменты этого семейства ведут свои родословные от разных двух-трёх семейств старинных инструментов. Усовершенствовались их конструкции, механика; изменились даже материалы, из которых они изготавливаются. Так, остались в прошлом старинные жильные струны, на их место пришёл нейлон. Необыкновенно расширились технические и выразительные возможности щипковых. Есть эпизоды, в которых эти негромкие голоса великолепно передают энергию воздушных потоков или водяных струй, их прозрачность, чистоту. Но между ними наступают мгновения, когда звук приобретает характер величавого шествия, неудержимого и страстного танца, яростной атаки …
Гитара акустическая (Guitar Acoustic)
Гитара – самая юная представительница лютневого семейства – приобрела характерные для современного инструмента очертания в XVI-XVII веках, в эпоху барокко. Барочная гитара была меньше современной, но уже очень походила на неё. Фантастическая популярность гитары обеспечивалась чудесным открытым звучанием, выгодно отличавшимся от «носового» звучания традиционных инструментов семейства лютни. Форма восьмёрки, весьма близкая к форме смычковых инструментов, немало способствовала рождению нового голоса. И не случайно! Ведь лучшие барочные инструменты появились на свет в итальянских мастерских, в том числе – в кремонской мастерской Антонио Страдивари.
Классическая гитара современного типа окончательно сложилась к середине XIX века. И её недаром называют «испанской». Наиболее влиятельным гитарным мастером этого времени был испанец Антонио де Торрес Хурадо (1817-1892); он установил стандартную длину вибрирующей части струн (65 сантиметров), увеличил размер инструмента, изменил конструкцию подставки, ввёл некоторые другие новшества.
Самые значительные сочинения для гитары начала XIX века – гитарные концерты, сонаты, большие камерно-инструментальные ансамбли с участием гитары оставили испанские и итальянские авторы, и главным образом Хосе (Фернандо) Сор и Мауро Джулиани. Николо Паганини прекрасно владел гитарой и также сочинил ряд пьес и ансамблей с её участием. В XX веке популярность инструмента ещё более выросла благодаря сочинениям Эйтора Вила-Лобоса, Хоакина Родриго, Мануэля де Фалья. Любопытно, что вдохновителем множества их сочинений стал блестящий испанский гитарист Андрес Сеговия.
В популярной музыке XX века лидирующие позиции заняла электрогитара, что способствовало увеличению популярности основного инструмента – родоначальника огромного
семейства. Но в области камерного джаза классическая гитара «высказалась» необыкновенно отчётливо и, будем надеяться, ещё не раз удивит и порадует знатоков этого тонкого импровизационного искусства.
Современная гитара имеет 6 струн, гриф с 19–24 металлическими ладами, деревянный резонатор с круглым резонаторным отверстием (розеткой) на верхней деке; подставка (из дерева твёрдых пород) функционирует как струнодержатель. Материал верхней деки – ель, реже – красное дерево или палисандр, материал нижней деки и обечайки – клён, палисандр или красное дерево, впрочем, возможны иные комбинации. Струны нейлоновые; 3 нижние обвиты металлической канителью.
Тональный диапазон классической гитары составляет 3,5 октавы. Настройка осуществляется по квартам и одной большой терции: E – A – d – g – h – e’. Ноты для испанки» записываются в скрипичном ключе – октавой выше реального звучания. Длина гитары свыше 80 сантиметров.
При игре исполнитель держит гитару на левом бедре; позиция и техника правой руки у разных музыкантов слегка варьируются.
Среди наиболее распространённых вариаций акустической гитары – так называемая русская гитара с семью струнами и настройкой D – G – H – d – g – h – d’.
Мир современной гитары настолько разнообразен, что ниже мы сможем рассмотреть лишь самые значительные и распространённые видовые инструменты: 6-струнную и 12-струнную Western-гитары и резонаторную гитару. Основное их отличие от классической 6-струнной – использование исключительно стальных струн. Область применения – популярная музыка, фольклор, джаз.
Гитара «Western» (Steel String Guitar)
«Western» крупнее акустической классической гитары, его корпус выше (за счёт высоты обечайки), а форма корпуса несколько изменена. Настройка – такая же, как и у «испанки», но струны – металлические. Гриф – несколько уже, чем у классической гитары; а благодаря новой конструкции соединения грифа с корпусом, доступ к высоким позициям облегчён. Предшественницей Western-гитары была огромная гитара с необыкновенно высоким корпусом – так называемый «Дредноут», но с появлением звукоснимателя и развитием электронной музыки необходимость в таких необъятных инструментах отпала.
12-струнная гитара (Twelve-String Guitar)
В большинстве случаев 12-струнная гитара не что иное, как 12-струнная версия «Western», где струны установлены шестью парами, или, как это ещё называют, двойными хорами: три нижние – в пару с верхнеоктавными, остальные – в пару со звучащими в унисон.
«Двенадцатиструнка» звучит довольно привлекательно, немного простодушно, почти всегда – слегка расстроена. Всё перечисленное как нельзя лучше соответствует характерам персонажей фольклорных баллад. А фольклор – это как раз и есть основная область применения 12-струнной гитары.
Резонаторная гитара (Guitar Resonator)
Резонаторная гитара в нескольких разных, но довольно близких версиях появилась в 20-е, 30-е годы XX века в Калифорнии и на Среднем Западе США.
Корпус инструмента может быть выполнен частично или целиком из металла, но наличие алюминиевого резонатора – обязательно. В своё время это было сделано для увеличения громкости инструмента в условиях дефицита или отсутствия звукоусиливающей аппаратуры.
Резонаторная гитара своеобразна в исполнении блюза, но главным образом это аккомпанирующий инструмент; недаром она так хорошо прижилась в фольклорных и танцевальных составах.
Лев Залесский.