Арфа (Harp)
Так уж случилось, что инструменты этого семейства ведут свои родословные от разных двух-трёх семейств старинных инструментов. Усовершенствовались их конструкции, механика; изменились даже материалы, из которых они изготавливаются. Так, остались в прошлом старинные жильные струны, на их место пришёл нейлон. Необыкновенно расширились технические и выразительные возможности щипковых. Есть эпизоды, в которых эти негромкие голоса великолепно передают энергию воздушных потоков или водяных струй, их прозрачность, чистоту. Но между ними наступают мгновения, когда звук приобретает характер величавого шествия, неудержимого и страстного танца, яростной атаки ...
Родословная арфы длится уже более пяти тысяч лет. И это лишь официальная её история, то есть совокупность фактов, подтверждённых документами, рисунками, иными упоминаниями.
Арфа – один из самых красивых инструментов. Похоже, она и задумана была таковой. Взять, к примеру, древнейшую шумерскую арфу-лодку, которая и сегодня встречается в Юго-Восточной Азии под именем Саунг-гаук (Saung-Gauk).
Существует поверье, что и арфистки как-то необыкновенно хороши собой. И действительно: образ музыкантши, словно прядущей тонкими, музыкальными пальцами свою прозрачную музыкальную пряжу, – одно из увлекательнейших и утончённых зрелищ для современного посетителя концертов. А ведь ещё совсем недавно игра на арфе считалась исконно мужским занятием.
В XVII – XVIII веках арфа ещё оставалась инструментом, предназначенным для сольного исполнительства, театральной и любительской сцены. В числе наиболее значительных событий – театральный дебют арфы в опере Монтеверди «Орфей» (1607) и яркие ансамблевые сочинения, инструментальные концерты К.Ф.Э. Баха и В.А. Моцарта.
Первый случай использования арфы в составе симфонического оркестра – «Фантастическая симфония» Берлиоза (1830). С расцветом романтического стиля и программно-симфонических жанров в XIX веке арфа окончательно укоренилась в больших оркестрах.
Развитые партии для арфы фигурируют во многих партитурах Листа, Вагнера, Сибелиуса, Малера, Р. Штрауса и других авторов.
В конце XIX – начале XX веков ведущее положение в арфовом исполнительстве занимала французская школа; значительный вклад в расширение репертуара инструмента внесли Сен-Санс, Форе, Дебюсси, Равель. В XX веке благодаря ярким экспериментам композиторов авангарда был значительно расширен арсенал «ударных» эффектов.
Совершенный образ инструмента, полное название которого концертная арфа с педальным механизмом двойного действия, сложился к 1810 году. Именно тогда она была запатентована французским мастером Себастьеном Эраром (1752-1831).
У этого инструмента 47 струн и семь педалей для изменения настройки. Каждая из педалей может занимать два положения (не считая исходного). Отсюда и так называемое «двойное действие». Справедливости ради надо отметить, что европейские мастера и исполнители научили арфу перестраиваться по ходу игры лет за двести до изобретения Эрара. Ему же удалось сделать работу всех механизмов и узлов инструмента сравнительно бесшумной, точной и эффективной.
Возвращаясь в область точных определений, отметим что «арфа» – родовое название щипковых инструментов, струны которых натянуты перпендикулярно резонатору.
По форме современная арфа – это треугольная рама с изогнутой верхней стороной (дугой, или шейкой), на которой располагаются настроечные колки. Две другие стороны рамы – резонатор и колонна, замыкающая всю конструкцию. На ученических инструментах колонна выполняется прочной и вполне функциональной, лишённой излишеств. На концертных арфах она богато декорирована и украшена роскошной короной. Внутри рамы вертикально натянуты струны. На шейке расположены диски педального механизма, связанные с педалями системой рычагов, находящихся в колонне между шейкой и резонатором. Сам педальный механизм вмонтирован в основание резонатора. Число педалей – 7 (по числу ступеней диатонического звукоряда). Нажатие педали уменьшает рабочую длину струн данной ступени во всех октавах. При переходе педали в первое положение струны перестраиваются на полтона вверх, при полном нажатии – на тон вверх.
Исходная настройка арфы – Ces-dur (до-диез мажор). Диапазон инструмента – от C’ до g (четыре с половиной октавы). Размер концертного инструмента – около 1,7 метра в высоту. Все верхние струны, начиная от до первой октавы, теперь делаются из нейлона, остальные – из жил, причем одиннадцать самых низких имеют проволочную навивку. Чтобы исполнитель мог легко ориентироваться в таком количестве струн, необвитые струны до окрашиваются в красный цвет, а струны фа – в синий.
Струны, как правило, защипываются восемью пальцами (без участия мизинцев); среди других приёмов игры – удары по струнам, бряцание, удары пальцами или ладонью по резонатору. При защипывании струны вблизи резонатора звук приобретает металлический оттенок. При игре на арфе широко используются флажолеты, которые в её исполнении звучат особенно нежно. Глиссандо – один из характерных приёмов арфовой техники, несмотря на частое злоупотребление им, превращающее глиссандо на арфе в одну из худших музыкальных банальностей. Но по эффективности с этим приёмом мало что сравнится. Ни у одного из инструментов такого глиссандо нет, да и быть не может!
Глиссандо исполняется одной или обеими руками и может охватывать весь диапазон инструмента, основываясь как на гамме или аккорде, так и на любом ином принципе последовательности семи тонов звукоряда. В исполнении глиссандо могут использоваться все семь педалей инструмента.
Применительно к ландшафтной и программной музыкальной изобразительности – наряду с клавесином и фортепьяно – арфа великолепна в передаче стихии воды, её прохладных прозрачных струй; свежести, чистоты... ясности мысли и чувства.
Продолжение в следующем номере
Лев Залесский.