Стиль в музыке. Импрессионизм

70-е годы 19 века во Франции работала группа молодых художников, которые стали писать картины не у себя в мастерской, а под открытым небом, чтобы наблюдать изображаемые объекты в их привычной среде при естественном освещении. Они пытались запечатлеть короткие мгновения от быстро текущей, постоянно меняющейся жизни. Это и солнечный свет, падающий бликами на воду, и пестрота праздничной толпы, и туманный день, и улыбка, мелькнувшая на лице человека.

В их работах чувствовался ветер, влажный воздух после дождя, нагретая солнцем земля. Художники стремились разглядеть и передать удивительное богатство цвета в природе. Они стали использовать новую технику письма, при которой краски на палитре не смешивались, а накладывались на полотно кистью в виде отдельных мазков. Поэтому, чтобы составить целостное представление о картине, необходимо смотреть на нее с небольшого расстояния. При таком восприятии мазки плавно переходят друг в друга, и создается ощущение динамики. Объемные формы постепенно растворяются, очертания становятся зыбкими, трепещущими.

15 апреля 1874 года в Париже на бульваре Капуцинов состоялась художественная выставка, в которой приняли участие тридцать живописцев. Центральным произведением выставки стала картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Ее название было очень точным и положило начало целому направлению в живописи – импрессионизм (фр.impression – «впечатление»). Однако, потребовалось около полутора десятилетий, чтобы новое течение получило общественное признание, так как публика не понимала и не принимала манеру письма молодых мастеров. Сейчас искусство импрессионистов стало одной из главных художественных ценностей французской культуры, а музеи всего мира гордятся картинами К.Моне, О.Ренуара, Э.Дега, А.Сислея, К.Писсаро, Э.Мане.

Творческие приемы импрессионизма нашли свое выражение и во французской музыке. Наиболее ярко это течение представляют композиторы К.Дебюсси и М.Равель. Центральное место у них занимает инструментальная музыка – симфоническая и фортепианная. Она передает различные оттенки какого-либо состояния, чаще всего это созерцание природы. Музыкальные пейзажи импрессионистов отличаются непревзойденными по тонкости и изысканности красок. Им свойственно обостренное чувство музыкального тембра. Так же как живописцы они любили цвет и ценили колорит звучания: певучего и «теплого» – у смычковых инструментов, «холодновато-прозрачного» – у деревянных духовых.

Французского композитора К.Дебюсси считают главой импрессионистов в музыке. Его звукопись близка манере письма К. Моне, Сислея, Писарро. В своем творчестве он тоже хотел передать впечатления от окружающего мира: шум морского прибоя, шелест леса, утренний щебет птиц. Композитор создает три симфонических эскиза под общим названием «Море». Свободная стихия живет в его звуках во всей своей переменчивой красоте. Море – спокойное, дремлющее, лениво пробуждающееся, обласканное лучами зари; море – взволнованное, спорящее с ветром; море – бурное и коварное при бешеном шторме.

Одухотворенные картины природы переданы в оркестровом триптихе «Ноктюрны» («Облака», «Празднества», «Сирены»). Пьеса «Облака» рисует нам уныло пасмурное небо, но в этом однообразии – масса оттенков, переливов, мгновенных изменений. «Празднества» - напоминает пейзажи французских импрессионистов с их расплывчатыми бликами разноцветной толпы, меркающими огнями, искрами фейерверков. Программу произведения «Сирены» композитор раскрыл сам: «Это море и его бесчисленные ритмы, затем посреди волн, посеребренных луной, возникает, рассыпается смехом и затихает таинственное пение Сирен». Природа оживает в сочинениях композитора во всей своей неповторимости, изменчивости, немеркнущей красоте.

По-своему живописны фортепианные сочинения Дебюсси – «Остров радости», «Лунный свет», «Сады под дождем», «Затонувший собор» и др. В каждом из них он сумел найти способ изложения музыкальной мысли, используя выразительные возможности «плотного» или прозрачного звучания, высокого или низкого регистра, быстрого или медленного чередования звуков, очень тонкие градации темпа и звучности. Дебюсси обогатил все стороны современного композиторского мастерства – мелодику, гармонию, оркестровку, форму. Основа творчества – программная инструментальная музыка. Его сочинениям присущи поэтичность, изящество, изысканность, колоритность гармонии. Дебюсси любил народную музыку и создал ряд замечательных образов Испании в произведениях «Вечер в Гренаде», «Ворота Альгамбры», «Иберия» (древнее название Испании).

Эту линию подхватил другой французский композитор, по рождению наполовину испанец, Морис Равель. Он всю жизнь разрабатывал мотивы любимой им Испании. Его творческое лицо – опера «Испанский час», оркестровая «Испанская рапсодия» и знаменитое «Болеро». Бесконечная смена оркестровых красок и непрерывное нарастание силы звучности – самые запоминающиеся моменты этого замечательного произведения. Большое внимание уделял Равель жанрам танцевальной музыки. Балет-сказка «Дафнис и Хлоя» создан им в сотрудничестве с русской труппой С.П.Дягилева.

С любовью писал композитор музыку для детей (сюита «Матушка-гусыня», опера «Дитя и волшебство»). Утонченная звукопись, пестрая игра красок звучит в лучших фортепьянных сочинениях Равеля: «Печальные птицы», «Игра воды», «Отражение», «Лодка среди океана».

Традиции импрессионизма, начатые французскими мастерами, нашли свое продолжение в творчестве композиторов различных национальных школ.

Яркая и самобытная личность в истории литовского искусства – М.К.Чюрлёнис. Гармонично сочетая в себе художника и композитора, он делил творческое вдохновение между искусством красок и искусством звуков. Во всех своих живописных работах стремился ввести движение и развитие образов, подобно движению мелодии. В названиях картин подчеркивал связь с музыкой, создавая живописные полотна по музыкальным законам (фуга, соната). В его работах чувствуется особый музыкальный настрой, своя ритмика, внутренняя мелодия, колорит. Известные работы «Соната солнца», «Соната моря», «Соната звезд» - составляют единый сонатный цикл, который можно назвать «Сотворение мира».

Чюрлёнис считается основателем литовской национальной музыки. Ему принадлежат более 350 сочинений. Это камерные и хоровые произведения, обработки песен, пьесы для органа. Самые известные – симфонические поэмы «Море», «В лесу», фортепианные прелюдии. Музыка Чюрлёниса мягка, лирична, красочна, сдержанно-драматична. Она трепетная, как осенний воздух, медлительная, словно течение рек по равнинам Литвы, неброская, как холмы его родины, задумчивая, точно дымка туманов. Она насыщенна звуками, красками, чувствами. Она живописна и очень точно передает зрительные впечатления.

Импрессионизм – одно из самых ярких явлений, которое заставило по-новому взглянуть на мир и дало толчок к возникновению и развитию многих современных течений.

sq_bl Лариса Путинцева.

Оставить комментарий