Вашему вниманию предлагается универсальное задание, которое будет интересно для ребят самого разного возраста и уровня подготовки. Перед выполнением задания можно рассказать детям о японской поэтической традиции ёмких и ярких стихотворений -хокку. Поэзия хокку - непосредственное выражение вещей и явлений в самой их сущности. Источником вдохновения для него является сама жизнь, природа, ежедневные события, ощущаемые автором, отождествляющим себя с тем, о чём он пишет. По правилам, хокку состоит из трех строчек по 5-7-5 слогов соответственно. Но для достижения наивысшего творческого выражения возможно отступить от строгих правил и следовать внутренней гармонии. Рифмы быть не должно. Смысл хокку в чистейшей передаче переживания автора читателю; и как говорил японский поэт Басё, цель автора «указать направление на луну, чтобы смотрящий смог ею полюбоваться, а не отвлечь читателя перстнями на пальце». Потому хокку не терпит перегруженности и украшательства - краткость, ясность и тонкий юмор присущи этой интуитивно-непосредственной форме выражения авторского замысла. Сложность создания такого стиха - именно в его краткости, ведь суметь вычленить самое главное, отказаться от лишнего на практике начинающим поэтам оказывается труднее, чем в теории. Работа над хокку учит мыслить образами, способствует внутреннему сосредоточению и концентрации чувств.
Вначале можно познакомить ребят с поэзией таких японских классиков как Басё, Исса и других, после чего сформулировать тему, в рамках которой ребята будут сочинять свой стих, вдохновляясь и опираясь на данную стихотворную форму. Он может быть посвящен, например, новогодним праздникам или красотам летней природы. При необходимости, задание можно видоизменить и предложить ребятам взять за основу строчки из любимого стихотворения или песни, а можно попросить их самих придумать небольшое поэтическое высказывание на заданную тему и проиллюстрировать его.
Когда стихотворение написано и отредактировано, предлагается нарисовать к нему иллюстрацию. Техника исполнения может быть разной и подбираться в зависимости от темы, а также от возраста и уровня подготовки детей: черно-белая графика, карандашные растяжки, цветные заливки, смешанная техника, в общем всё, что вы посчитаете нужным им предложить. Важно не только придумать и отрисовать иллюстрацию, но и интересно закомпоновать и связать текст с картинкой. Суметь передать в иллюстрации то настроение, которое ребёнку в процессе создания стиха удалось уместить в три строчки - настоящее наслаждение для пытливого ума и творческого характера.
Елена Ковалёва, Светлана Ленцкая, Ольга Левиаш
Авторы работ: Вароди Гоша, Тюрин Егор, Коробейникова Настя, Гайворонская Эвелина, Лебедева Катя, Свибуртович Надя, Морозова Варя, Никитин Филипп, Жигалова Ариана, Ларионова Ира, Петренко Диана, Зеленский Миша, Торгов Паша, Кашпур Слава, Лабутина Полина.
Автор задания и педагог: Елена Ковалёва