Скульптура – древнейшее искусство, возникшее на заре существования человечества. Что же представляет собой скульптура и чем она отличается от других видов искусства? В живописи изображение создается красками на плоскости холста. Скульптура, в отличие от живописи, имеет настоящий, реальный, а не изображенный объем. Круглую статую можно обойти и увидеть со всех сторон, оценив разные точки зрения. К скульптуре можно прикоснуться рукой, ощутить шероховатую или гладкую поверхность камня, округлость формы.
СКУЛЬПТУРА (лат. sculptura, от sculpo – вырезать, высекать, ваяние, пластика) – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Сами эти произведения (статуи, бюсты, рельефы и т. п.) также называют скульптурой.
Скульптура делится на два вида: круглая, свободно размещающаяся в реальном пространстве, и рельеф (барельеф и горельеф), в котором объемные изображения располагаются на плоскости. Скульптура бывает по своему назначению станковой, монументальной, садово-парковой. Отдельно выделяется скульптура малых форм.
По жанрам скульптура разделяется на портретную, бытовую (жанровую), анималистическую, историческую и др. Скульптурными средствами могут быть воссозданы пейзаж и натюрморт. Но главным объектом для скульптора является человек, который может быть воплощен в разнообразных формах (голова, бюст, статуя, скульптурная группа).
Технология изготовления скульптуры обычно сложная и многоэтапная, сопряжена с большим физическим трудом. Скульптор вырезает или высекает свое произведение из твердого материала (камня, дерева и др.) путем удаления лишней массы. Другой процесс создания объема за счет прибавления пластической массы (пластилина, глины, воска и др.) называется лепкой (пластикой). Скульпторы создают также свое произведение с помощью отливки из веществ, способных переходить из жидкого состояния в твердое (различных материалов, гипса, бетона, пластмассы и т. п.). Нерасплавленный металл для создания скульптуры обрабатывается путем ковки, чеканки, сварки и резки.
Скульптура – одна из самых древних видов искусства. В первобытном обществе существовали женские фигурки и рельефы. При раскопках древних поселений находили небольшие скульптурки из обоженной глины, вырезанные из камня, кости, дерева. У народов Древнего Египта, Древнего Востока, Древней Америки были гигантские изваяния богов, людей и животных.
Период античности характеризуется как один из самых важных в истории развития скульптуры. Мастера этого периода оставили нам классические образцы искусства ваяния. Они разработали возможность передачи движения в скульптуре. Например, в статуе «Дискобол» (скульптор Мирон, V в. до н. э.) изображен кульминационный момент движения, его высшая точка, когда можно представить предшествующие и последующие действия.
Достижением средневековой скульптуры явилась передача духовного, внутреннего, эмоционального состояния человека. В это время скульптура имела в основном религиозный характер.
В эпоху Возрождения вновь пробудился интерес к реальному человеку как прекраснейшему созданию природы, а гений Микеланджело воплотил эту идею в необычайных по глубине и эмоциональной содержательности образах. Античность вдохновляла и скульпторов эпохи классицизма в XVIII–XIX вв.
Значительным явлением в развитии скульптуры было творчество О. Родена, который стремился выразить в своих произведениях идеи импрессионистов.
Выдающимися мастерами русской реалистической скульптуры были Ф. Шубин, М. Козловский, И. Мартос, М. Антокольский, А. Опекушин и др. В последующие годы разнообразные пластические качества скульптуры, психологические образы человека создали С. Коненков, А. Голубкина, А. Матвеев, В. Мухина, Н. Томский, Е. Вучетич и др.
В XX в. возникают новые возможности развития скульптуры. Так, в абстрактной скульптуре используются нетрадиционные методы и материалы (проволока, надувные фигуры, зеркала и др.). Художники многих модернистских течений провозглашают обыденные предметы произведениями скульптуры.
Цвет, издавна применяемый в скульптуре (античность, средние века, Возрождение), активно используется для повышения художественной выразительности станковой скульптуры и в наши дни. Обращение к полихромии в скульптуре или отказ от нее, возвращение к естественному цвету материала (камня, дерева, бронзы и др.) связаны с общим направлением развития искусства в данной стране и в данную эпоху.
СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ, МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА – небольшие фигурки: статуэтки или композиции жанрово-бытового содержания, настольные портретные бюсты, изображения животных и сувенирные модели каких-либо известных памятников. К малым формам относятся не только произведения круглой скульптуры, но и рельефы: памятные медали, декоративные медальоны, глиптика (искусство резьбы по драгоценным и полудрагоценным камням, слоновой кости, стеклу, применяемое для изготовления печатей и украшений). Мелкая пластика включает в себя столь разнообразный круг произведений, что они могут быть изготовлены ручным или художественно-промышленным способом из самых различных материалов – фарфора, фаянса, стекла, кости, камня, пластмассы, металла и др. Скульптуру малых форм порой трудно бывает отделить от игрушек. Произведения народных мастеров, созданные для забавы детей (небольшие фигурки людей, зверей, птиц, фантастических животных, бытовые сценки), обычно передают мягкий юмор, радость и светлое отношение к действительности.
Известностью пользуются деревянная резная игрушка села Богородское Московской области, глиняная расписная игрушка села Дымково Нижегородской области и др. Знаменитые центры производства скульптуры малых форм в России?–Санкт-Петербургский фарфоровый завод им. Ломоносова (бывший Императорский фарфоровый завод), фарфоровые и фаянсовые заводы в Дулеве, Вербилках, Конакове. Было известно также чугунное литье Каслинского завода на Урале, резьба по кости народов Севера, изделия уральских камнерезов.
Как правило, малые размеры скульптуры обусловливают близкое рассмотрение и специфику ее изобразительного языка: яркую образность, . тщательную проработку деталей, декоративное использование цвета.
Произведения этого вида искусства предназначены для украшения быта. Они могут уютно располагаться на письменном столе, книжных полках, подоконниках, среди других предметов домашней обстановки и также быть экспонатами выставочных залов.
Скульптурные материалы
Мягкие материалы – это глина, пластилин, воск. Работая с мягкими материалами, скульптор, собственно говоря, занимается лепкой – он вылепливает, постепенно наращивает объем будущей статуи. Древнейший материал для пластики, известный еще с первобытных времен, – глина. Вязкая и мягкая, глина под пальцами мастера послушно принимает любую форму. Во все времена из глины создавали произведения мелкой пластики: скульптурные фигурки, иногда небольшие портреты и рельефы. Чтобы дольше сохранить скульптуру из глины, ее обжигают в специальных печах. Изделия из обожженной глины называют терракота (от итал. terra cotta?–«обожженная земля»).
К твердым материалам относятся различные камни – мрамор, известняк, песчаник, а также дерево и слоновая кость. Из твердого, прочного камня с древнейших времен высекали скульптуры гробниц и храмов. В твердых породах камня, например в граните, базальте и диорите, любили работать скульпторы Древнего Египта. Твердый камень трудно обрабатывать, в нем невозможно вырезать очень мелкие детали. В работах из такого камня сильнее ощущается массив каменного блока, особую роль в статуе приобретает выразительность «обтекаемого» силуэта, гладкая, иногда полированная поверхность камня. Известняк – более мягкий камень. Из известняка выполнено огромное количество скульптур – от древнеегипетских портретов до величественных скульптурных украшений средневековых соборов... Древние греки первыми начали широко применять для скульптуры мрамор. Мерцающий, словно дышащий, близкий телесному цвету мрамор хорошо подходил для обнаженных статуй богов и героев. Хрупкий, слегка прозрачный на поверхности, мрамор иногда тонировался восковыми красками. Он позволял хорошо передать переход от одной формы к другой, создать выразительные эффекты света и тени.
Особняком среди материалов скульптуры стоят металлы: бронза, медь, чугун, золото. Способ изготовления металлических скульптур особый – сначала создается модель будущего произведения, а затем с нее делают металлическую отливку. С древнейших времен в скульптуре высоко ценится бронза (сплав меди и олова). Она не боится воздействия времени, позволяет изобразить далеко отставленные части фигуры – протянутые руки, развевающиеся края одежды (в мраморе все это может отломиться).
Наталья Сокольникова.