На протяжении всей истории симфонической и камерной музыки инструменты скрипичного семейства играют самую серьёзную, выдающуюся роль. и на то есть много веских причин. Их голоса всегда слажены и охватывают практически весь диапазон звучания оркестра. известно немало произведений и эпизодов в симфонической музыке, написанных исключительно для струнного оркестра или группы. Струнные совершенно неутомимы. очевидно также и то, что ни один из инструментов не превосходит их по многообразию оттенков и той теплоте звучания, которая заложена в их природу замыслом великих мастеров прошлого..
Скрипка (Violin)
Скрипка – общепризнанная королева оркестра и один из самых «музыкальных» музыкальных инструментов. Древнейшие представители семейства смычковых известны с X века. Они возникли в Китае и быстро распространились на Средний и Ближний Восток, Южную Азию и Северную Африку, откуда проникли в Испанию и, наконец, в Италию. В XI веке подобный инструмент был запечатлён на одной из фресок собора Святой Софии в Киеве.
В современном своём обличии четырёхструнная скрипка с длиной корпуса около 36 сантиметров (14 дюймов) утвердилась лишь в XVI-XVII веках.
Многие смычковые инструменты, созданные итальянскими мастерами и целыми семействами выдающихся мастеров Кремоны, Брешии, Венеции и другими, сохранились до наших дней. Мало того, они по сей день звучат в руках солистов и музыкантов оркестров, ансамблей. А имена знаменитых мастеров прошлого Амати, Гварнери, Страдивари, Руджери, Маджини овеяны легендами. На долю мастеров XVIII-XIX веков, таких, как французский мастер Жан Батист Вильом (1798–1875) и других, выпала нелёгкая задача – «дотянуться» до этого великолепного уровня, раскрыть секреты старинных мастеров. Частенько они выполняли прямое копирование итальянских инструментов, но так и не получили поистине волшебного «итальянского звука». Что же касается секретов, то многие так и остались нераскрытыми. Например, знаменитый лак, который применяли на окончательной стадии отделки инструмента итальянские мастера кремонской школы. Ведь он не застыл окончательно и по сей день. Прижми его пальцем – образуется вмятина, которая спустя некоторое время «затечёт» – выровняется сама собой. Отсюда и мягкий, пластичный звук, стекающий на нас, словно драгоценное золотистое масло. Вместе с тем скрипка может звучать и чрезвычайно экспрессивно, атакующе.
В конструкции смычкового инструмента около сотни деталей. Коснёмся лишь основных.
1. Верхняя дека (в переводе – «крышка») с характерными прорезями в форме буквы «f», так называемыми эфами, изготовленная из ели.
2. Нижняя дека, или «спинка», сделанная чаще всего из двух кленовых половинок с тщательно подобранным зеркальным рисунком.
По контуру верхней и нижней дек выполняется инкрустация несколькими тонкими полосками (от трёх до пяти) из дерева твёрдых пород. Этот элемент называется ус. Почему «ус»? Да потому, что мастера Северной Европы когда-то использовали в качестве вставки настоящий китовый ус. О выдающейся роли этого элемента конструкции будет сказано несколько ниже.
Деки особым образом фрезеруются (вручную – с внутренней стороны), попутно настраиваются по высоте тона – каждая отдельно – и по музыкальному интервалу – между собой.
Мы, тем временем, продолжаем обзор...
3. Кленовые обечайки – боковые элементы корпуса инструмента, определяющие его высоту и объём.
4. Кленовый гриф с накладкой из дерева твёрдых пород (обычно чёрного или красного). Накладка всё-таки стирается под струнами и пальцами музыканта – да так, что невооружённым глазом видны «рытвины» и «ухабы» на её твёрдой блестящей поверхности! В XIX веке под влиянием Николо Паганини мастера стали удлинять гриф скрипки, что расширило диапазон инструмента до трёх октав. Переделке подвергались и инструменты великих мастеров прошлого.
5. Кленовые головка и «завиток», которыми заканчивается гриф. В отверстиях головки крепятся колки для настройки инструмента – они также выполняются из твёрдых пород дерева, а иногда инкрустируются золотом или перламутром. Завиток же всегда служил чем-то вроде фирменного клейма – свидетельства о вкусе и мастерстве создателя. Некоторые мастера заменяли его скульптурой – резной головой льва, например, как это делал Джованни Паоло Маджини (1580–1632). Мастера XIX века, удлиняя гриф старинных скрипок, стремились сохранить головку и завиток, как привилегированное «свидетельство о рождении».
6. Дужка – невидимая снаружи маленькая круглая ольховая палочка – необыкновенно ответственная деталь, связывающая верхнюю и нижнюю деки. Положение дужки и плотность её контакта с деками очень много значит. Стоит слегка передвинуть её – и звук изменится до неузнаваемости.
7. Подставка – изящная резная деталь из клёна, устанавливаемая на двух лапках на верхней деке (примерно над дужкой) и прижимаемая к ней натяжением струн. Верхний обрез подставки выполняется таким образом, чтобы исполнитель мог играть на каждой из струн отдельно, а при необходимости быстро соединять их звучание в аккорд. Иногда на подставку (между струнами) устанавливается маленькая деревянная, костяная или металлическая «прищепка» – сурдинка. Она препятствует передаче вибрации струн корпусу инструмента, и звук скрипки становится отдалённее и таинственнее.
8. Подгрифок служит для крепления струн, выполняется из чёрного или красного дерева, часто инкрустируется золотом или перламутром. Так тёмные колки находят в архитектуре инструмента своеобразный «эстетический ответ». Уже довольно давно в подгрифок устанавливают миниатюрные машинки, с помощью которых осуществляется тонкая подстройка струн. С помощью жильной или нейлоновой петли подгрифок крепится к т.н. «пуговице», устанавливаемой на обечайке, в нижней части корпуса скрипки.
Необходимо отметить, что в конструкции инструмента вы не найдёте шурупов, болтов, гвоздей и заклёпок. Все соединения – клеевые, а клей, разумеется, почти секретный.
9. Смычок. Стоит взять его в руки – покажется живым существом. Он реагирует на каждое движение, вибрирует, подпрыгивает… Основные его элементы – кленовая трость, пружина, колодка, винт и волос, натягиваемый с помощью винта, по которому и скользит колодка. Волос берут из хвостов белых монгольских лошадей особой породы. Для лучшего контакта ворсинок конского волоса со струнами смычок натирают канифолью, тоже специальной – самой высокой очистки.
10. Струны – своеобразный шедевр технологии. Первая и вторая струны – тонкие и сплошные, изготовленные из специального сплава, иногда позолоченные. Третья и четвёртая струны – витые, с органической волокнистой основой. Натяжение струн передаёт на подставку усилие около 8 килограмм (17 фунтов). Срок службы струн около месяца, а смена каждой или всего аккорда напоминает священное действо, – это тонкий и весьма ответственный момент в жизни инструмента и его хозяина (иногда, впрочем, кажется, что именно инструмент является подлинным хозяином артиста).
Строй современных смычковых называется «квинтовым». Струны скрипки настраиваются на определённую высоту тона: первая ми, вторая ля, третья ре и четвёртая – соль.
Существуют десятки комбинаций способов звукоизвлечения и приёмов игры для смычковых инструментов.
В конце XIX – XX веках к традиционным приёмам звукоизвлечения (артикуляции) – arco – движение смычка по струне; pizzicato – щипком пальца; col legno – ударом древка смычка по струне – добавились пиццикато левой рукой, игра смычком за подставкой, ударом древка смычка по корпусу и другие.
Наиболее часто употребляемые приёмы игры (штрихи):
Détaché (деташе) – нота или звук полной длительности, исполняемый с острой атакой, при ведении смычка в любом направлении;
Legato (легато) – две или более нот, исполняемые при движении смычка в одном направлении без отрыва от струны;
Staccato (стаккато) – нота или несколько нот, исполняемые кратко и остро с отрывом или без отрыва смычка от струны;
Spiccato (спиккато) – разновидность стаккато, где отрыв и подпрыгивание смычка на каждой из нот является основой исполнительского приёма;
Tremolo (тремоло) – быстрые короткие движения смычком в обоих направлениях (т.н. тремоло смычком), или выполняемое пальцами левой руки без отрыва смычка от струны.
Нельзя не упомянуть и о колористических ресурсах королевы оркестра и других смычковых. Флажолеты скрипки, являясь ярким исполнительским приёмом, расширяют её диапазон на две октавы вверх, что находится в самой непосредственной близости от пределов чувствительности нашего слуха.
Трудно представить, что известная нам с XVI века скрипка (да и другие смычковые!) создавалась как физическая модель человеческого голоса. Ведь практики так называемого упруго-подобного моделирования, столь необходимого при разработке технических проектов и суперпроектов (плотин, мостов, самолётов, надводных и подводных кораблей) до второй половины XX века не существовало.
И здесь мы оказываемся на территории, где возможны чудеса!
Присмотревшись к конструкции скрипки и заглянув внутрь, мы обнаружим, что два раздела инструмента, как бы перетянутые узкой талией, выполняют роли двух резонаторов человеческого голоса – головы и груди. Искусно прорезанные «эфы» играют роль легких. Подставка между эфами и незаметная дужка под ней – роль гортани, человеческого тембр-блока. Роль голосовых связок играют струны, роль воздуха – смычок. Он заставляет звучать связки (в нашем случае это струны) посредством прикосновения конского волоса, натёртого смолой. Все пропорции сохранены.
Если смычок находится рядом с подставкой и резонирует только «гортань» – голос инструмента кажется зажатым, немного ворчливым. Такое звучание именуется понтичелло. Передвинули смычок выше, и тотчас же включилась нижняя часть корпуса. Звук «от диафрагмы» глубокий, грудной, в коротких двойных нотах напоминающий попевки валторн. Ещё чуть выше, примерно на середину струны, – и голос скрипки льётся, словно из глубины вашего сердца. Ещё совсем немного вверх и смычок уже над грифом, а в работе только «голова» (верхняя часть корпуса) и холодноватый звук инструмента, почти лишённый обертонов, с характерным призвуком дыхания удивительным образом напоминает флейту.
А что же ус? Он повышает жёсткость деки по её контуру и исключает из музыкальной работы те части инструмента, которые для этого не предназначены, попутно оберегая клеевое соединение деки с обечайкой от деформации и разрушения.
Для принятия подобных технических решений необходимо, как минимум, современное физико-математическое образование, в крайнем случае – полный курс авиационного института! Чем, кроме чуда, можно объяснить, что к этим же решениям пришли мастера XVI–XVII веков?!
Звук скрипки, конечно же, отличается от человеческого голоса. Но по своим выразительным возможностям этот маленький деревянный инструмент занимает второе место после уникального «инструмента», что дарован человеку природой.
Замечательный язык автора с достаточно простым объяснением не оставит равнодушными ни музыкантов, ни просто любителей музыки. Пишите, просвещайте! У Вас замечательно получается.