Фрески «Пещеры Ласко» (XV—IX тысячелетия до н. э.). Монументальная живопись появилась раньше архитектуры, появилась на сводах пещер, создателем которых была сама Природа. Прошли миллионы лет с той поры, когда в судорогах земли образовался этот подземный зал, известная ныне «Пещера Ласко» — настоящая галерея доисторической монументальной живописи на территории Франции.
Конечно, таких слов («монументальная живопись») никто не произносил одиннадцать, а то и семнадцать тысяч лет назад. Никто не штукатурил специально стен под живопись, какэто делают теперь, работая в технике фрески. Тем более замечательно «техническое совпадение»: использование известняковой стены и водяных красок, простейших по своему составу, позволяющее нам говорить о существовании в глубокой древ ности фрески как техники.
Там, где создавалась монументальная живопись, собственно, и была мастерская живописца-монументалиста, образ которой, правда, приходится вызывать только в воображении. А значит всю рабочую обстановку художников, их краски, инструменты, особенности работы. Уже тридцать пять тысяч лет назад «в мастерской» доисторического художника можно было встретить богатую палитру цветов, правда, без синего и зеленого Но зато он умел с помощью огня изменять оттенки природной охры, и гамма их сложно проявлялась от светло-желтых до темно-красных. Черный цвет добывался из угля и природного марганца. В распоряжении художника были мелки, порошковые цветные глины’твердые краски, которые предварительно растирались на специальных камнях. Краски наносились на поверхность кончиками пальцев, тонкими палочками, кистью, а то и меховыми подушечками. Кстати, именно ими пользовались художники «Пещеры Ласко».