Певец стоит на сцене, высоко подняв голову и расправив плечи, его лицо спокойно, губы не напряжены. Публика замерла в ожидании. Оркестр играет небольшое вступление, и вот тенор начинает исполнять арию. Его голос звучит легко и свободно, и , кажется, звуки льются откуда-то извне. Когда музыка смолкнет, зал взрывается аплодисментами. Как вы думаете, в чем заключается секрет красоты голоса оперных певцов?
Певческий голос всегда вызывал священный трепет и считался даром Божьим. Его по праву называют музыкальным инструментом. Вам, наверное, интересно узнать, как устроен этот «инструмент»?
Голосообразование происходит в гортани. Она находится в середине горла и состоит из совокупности хрящей, между которыми расположены мышечные складки?– голосовые связки. Это крепкие, эластичные волокна и пучки мышц длиной от 18 до 24 миллиметров. У высоких голосов связки тоньше, у низких – толще. Как возникает звук? При нормальном дыхании голосовые связки расслаблены и образуют в дыхательном горле треугольное отверстие, которое называется голосовой щелью. Во время пения поток воздуха, проходящий через гортань, усиливается, голосовая щель сужается и связки вибрируют, производя звук. Чем больше напряжены связки, тем выше частота их вибрации и тем выше получается звук. Когда поток воздуха уменьшается и голосовые связки напряжены меньше, голосовая щель увеличивается, частота вибраций уменьшается, и звук становится более низким.
Определяющее качество певческого голоса – тембр. Современная фониатрия считает, что певческий голосовой вокальный тембр представлен следующими элементами: блеск, объем, плотность и общая окраска. Объем, плотность и общая окраска зависят от усвоенной вокальной техники, тогда как блеск создается врожденным качеством гортани, зависит от плотности прилегания голосовых связок и является строго индивидуальным свойством певца.
Вокальные голоса в большом зале, на огромной сцене не теряют своей звучности, серебристым звоном сверкают в хаосе окружающих звуков, свободно выделяясь на фоне хора и оркестра. Это свойство голоса называется полетностью. Интересно, что полетностью звука обладают и музыкальные инструменты, зависит она не только от мастерства исполнителя, но также и от «природных» свойств самого инструмента. Известно, что великие скрипичные мастера Гварнери, Амати и Страдивари умели создавать скрипки-шедевры, которые ценились не только своим великолепным, благородным звучанием, но и поразительной полетностью звука. Секрет этого чудесного свойства скрипок, давно ставших музыкальной редкостью, несмотря на усилия многих исследователей, все еще не разгадан до конца.
Голос напрямую связан со слухом. Без участия слуха голос не может правильно формироваться. Качество голоса зависит от состояния здоровья слухового аппарата точно также, как слуховой аппарат от состояния здоровья голосового аппарата: здесь связь двусторонняя – одно не может существовать без другого. Слуховые восприятия осуществляются через деятельность голосовых органов, слушая речь, музыку или пение, мы «про себя», иногда и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем.
Для оперного пения очень важна техника. Певцу необходимо научиться дышать так, чтобы у него был достаточный запас воздуха, а также уметь правильно его расходовать. Говорят, что знаменитый певец XVIII века Карло Броски, известный как Фаринелли, мог на одном дыхании спеть пассаж из 150 нот.
Оперные певцы также учатся усиливать звучность голоса, пользуясь резонаторами своего тела. Как говорят специалисты, для низких звуков роль резонаторов выполняют кости грудной клетки, а для высоких – челюсти и полости, образуемые лицевыми костями. Многие думают, что в пении участвует только горло. Однако, как было справедливо замечено, поет все тело, в том смысле, что в пении задействованы все силы человека. Необходимо уметь контролировать напряжение мышц во всех частях тела. Таким образом, оперное пение требует определенных физических усилий. Возможно, именно этим объясняется солидная комплекция некоторых оперных певцов.
Развить, усовершенствовать голос помогают «вокальные школы».
Русская школа пения ценит в голосе певучесть, задушевность, богатство оттенков в передаче самых разных чувств, ей свойственна простота исполнения и высокая техника. Так пели прославленные певцы прошлого Шаляпин, Собинов, Петров, Нежданова наши замечательные певцы – Лемешев, Козловский, Обухова, Максакова.
Итальянская школа признавала внешний блеск исполнения, технику. Нередко желание изумить слушателя блестящей техникой заставляло певца украшать арии, которые он исполнял, руладами, трелями, фирритурами. Многие русские певцы пели и поют с большим успехом в итальянской опере.
На протяжении жизни голос человека претерпевает значительные изменения. С годовалого возраста ребенок начинает овладевать речью, а с 2-3-летнего – обретает возможность петь. Детские голоса имеют особый «серебристый» тембр, звучат нежно, но не отличаются силой и насыщенностью тембра, используются главным образом в хоровом пении. Высокий детский голос у девочек – сопрано, у мальчиков?– дискант. Низкий детский голос – альт. Взрослые голоса классифицируются по тембру звучания и высоте используемых звуков. Самый высокий, виртуозный женский голос?– колоратурное сопрано. Он с легкостью исполняет сложные пассажи в верхнем регистре, эффектные партии с различными украшениями, как например в песне Алябьева «Соловей». Певица часто играет остроумных, молодых девушек. Этому голосу поручают партии Людмилы (Глинка «Руслан и Людмила»), Снегурочки (Даргомыжский «Снегурочка»). Менее подвижный, но высокий, нежный, более насыщенный женский голос – лирическое сопрано. Певица исполняет роли сентиментальных или романтических персонажей, образы, полные глубокого чувства, как Татьяна в «Евгении Онегине» Чайковского. Драматические роли в оперных спектаклях поручают драматическому сопрано (Лиза из «Пиковой дамы» Чайковского).Более низкие бархатистые женские голоса – меццо сопрано. Они способны звучать страстно и решительно. Певица часто играет роли пожилых женщин (партия Любаши из оперы Римского-Корсакова «Царская невеста»). Самый низкий женский голос?– контральто. Имеет сходство с голосами подростков. Это роль Вани («Иван Сусанин» Глинки), Леля («Снегурочка» Римского – Корсакова), Ратмира («Руслан и Людмила» Глинки).
Самые высокие из мужских голосов?– тенора. Лирический тенор звучит легко, трогательно и нежно, драматический – взволнованно (Ленский из оперы Чайковского «Евгений Онегин» , Герман из оперы Чайковского «Пиковая дама»). Мужественный героический драматичный мужской голос – баритон. Певец исполняет роли брата, отца или соперника. Это Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини, Борис – в «Борисе Годунове» Мусоргского.
Большая сила звучания у самого низкого мужского голоса – баса. Он подразделяется на три вида: комический (buffo), певучий (cantante) и глубокий (profundo). Первый подходит для живых остроумных персонажей, второй – для сентиментальных ролей и третий – для персонажей, выражающих сильные чувства ( Фарлаф из оперы «Руслан и Людмила» Глинки, Кутузов – «Война и мир» Прокофьева, Кончак – «Князь Игорь» Бородина).
Богат красками певческий голос. Профессиональный артист способен передать им различные характеры, настроения, всю гамму человеческих чувств.
Лариса Путинцева.