В песенном творчестве многих народов особое место занимают эпические песни-сказы – былины. По содержанию и образам они разнообразны: богатырские, исторические, сказочно-фантастические. Создавали их сказители?– поэты-музыканты, наделенные незаурядной памятью и артистизмом. На Руси из называли Боянами:
«Тот Боян исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орел под облаком парил
Растекался мыслию по древу.
…..............................
Вещие персты он подымал
И на струны возлагал живые, –
Вздрагивали струны, трепетали,
Сами князем славу рокотали».
«Слово о полку Игореве»
Любимые герои былин: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец, Микула Селянинович.
Главные действующие лица Новгородских былин Садко-гусляр, ставший с помощью морского царя богатым торговым гостем, и бесшабашный бунтарь и вольнодумец Василий Буслаев. Исполнялись былины особой напевной речью под мерный аккомпанемент гуслей. В них весомо и значительно было каждое слово
Как пошел Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел – горюч камень
И начал играть в гусельки яровчаты
Как тут-то в озере вода
всколыбалася,
Тут-то Садко перепался
Пошел прочь от озера во свой
во Новгород.
Древние былины собирали многие фольклористы. А?русские композиторы XIX века смело вводили их в оперы и симфонии. Былинный напев «О Вольге и Микуле» использовал М.П. Мусоргский в опере «Борис Годунов». А знаток и ценитель народного творчества Н.А. Римский-Корсаков в опере-былине «Садко» написал десятки древних напевов.
В XIV – XV веках появляются исторические песни. В них нет вымысла, художественного преувеличения, как в древних былинах. И в музыкальном отношении исторические песни гораздо сложнее. Не было такого крупного события, которое не отразилось бы в русской песне. Так, появились песни об Иване Грозном, где народ восхваляет его за благородные поступки и порицает за отрицательные черты характера. Песня «Как во городе было во Казани» рассказывает о полководческом даре царя.
Волны народных восстаний, прокатившихся по Руси в XVII, XVIII веках оставили в народной памяти песни о Степане Разине («Из-за острова на стрежень») и Емельяне Пугачеве. Борьба с поляками отражена в песнях о Минине, Пожарском, Иване Сусанине. Новый пласт исторических песен сложился на рубеже XVII – XIX веков в солдатской среде. Они посвящены русской армиии славным военным походам Суворова, Отечественной войне 1812 года.
Наиболее трагические моменты в жизни народ отражал в причитаниях. Они возникли в глубокой древности из подлинных плачей. Широко были распространены похоронные и рекрутские плачи. Причитывали исключительно женщины-родственницы или специально приглашенные исполнительницы плачей:
«Вы подуйте, ветры буйные,
Разнесите пески желтые
Ты откройся, гробова доска,
И откройся, точа белая,
Вы откройтесь, очи ясные
Развернись, уста медовые,
Размахнитесь, руки белые,
Уж ты стань, родима матушка,
Я пришла тебя спроведовать.
Ты скажи-ка родна матушка
Как поднять нам малых детушек?»
(Плачь по матери)
Непревзойденной вершиной русского музыкального творчества является протяжная лирическая песня, где наблюдается огромная связь текста и музыки. В ней пелось о безответной любви, о женской доле, о долгой разлуке. В?протяжной песне необыкновенная широта мелодического дыхания, большое ладовое и ритмическое богатство. Лирика сильная, мужественная, даже в самой большой трагедии, без слез и надрывности:
«Не шуми, мати зеленая
дубравушка,
Не мешай мне, добру молодцу,
думу думати.
Что заутра мне, добру молодцу,
в допрос итти
Перед грозного судью, самого
царя...»
Особое место среди лирических песен занимают песни ямщиков («Степь да степь кругом»).
В XVII веке стали собирать, записывать и обрабатывать народные песни. Русские композиторы, для которых песня становилась источником вдохновения, создали новые сборники. Известны замечательные обработки русских народных песен в сборниках М.А. Балакирева, А.К. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского. Лирическая песня «Среди долины ровныя» легла в основу вариаций для фортепиано М.И. Глинки. В опере М.П. Мусоргского «Хованщина» звучит задушевная протяжная «Ходила младешенька».
Если в лирических протяжных песнях слово растворялось в распевной мелодии, то в шуточных, плясовых слово и мелодия подчинялись четкому танцевальному ритму.
Существовало три вида плясок: одиночная, парная и групповая. Одиночная, как правило, была мужской с резкими движениями, подскоками, присядкой. Эти пляски отражали мужскую силу и удаль. Парную пляску исполняли парень с девушкой. Групповые пляски («русская», барыня) чаще всего превращались в состязания танцующих – перепляс. Тексты плясовых песен представляли собой двустишье, а исполнялись как правило под сопровождение балалайки или гармоники:
Ах вы, сени, мои сени, сени
новые мои,
Сени новые, кленовые,
решетчатые!
Один из древнейших видов народных песен – колыбельная. С давних времен матери, укачивая детей, помогали голосом уснуть ребёнку. Ласковые интонации и спокойный ритм выражали любовь и нежность матери, тихо качающей колыбель. Поэтические образы в песнях доступны для сознания ребенка: ласточка, дрема, серый волк:
«Баю-баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок.
Он ухватит за бочок».
Часто в колыбельных песнях упоминалось о «гульках» – голубях. В народном языке «голубить», означало ласкать, нежить, миловать:
«Ай, люли, люли, люли!
Прилетели гуленьки.
Стали гульки ворковать,
Мово сына забавлять!»
Среди колыбельных много песен о коте. Упоминание кота связано с разными бытовыми поверьями: думали, что кот приносит сон и покой ребенку; существовал даже обычай прежде в колыбель класть кота, чтобы ребенок лучше спал:
«У кота – кота
Колыбель хороша,
А у нашего дитяти
Еще лучше того...»
В колыбельных простая простая запоминающая мелодия, которая ласкает и успокаивает.
В русском быту большой популярностью пользовались хороводы – праздничное развлечение молодежи. Хоровод состоял из песни, хореографических движений, пантомимы и диалогов. В каждой области он имел свое название: карогоды, круги, танки. В русской деревне были известны два вида хороводов: плясовые и игровые. Плясовой хоровод напоминал пляску со стремительными движениями рук, вихревыми вращениями, молниеносными присядками, дроблениями ногами. В игровом хороводе разыгрывалось содержание песни. Одни из них рассказывали о крестьянской работе, другие – о любви парня и девушки, третьи – о семейной жизни:
«Ай на горе мак, мак!
Под горой так, так!
Маки, маковочки!
Золотые головочки!
Станьте вы в ряд,
Спросим про мак!»
Водились хороводы по разному: и по кругу, и «гуськом», сложно переплетаясь, и воротцами.
Народное музыкальное творчество является основой всей музыкальной культуры. Лучшие из народных песен поражают своей величайшей художественной ценностью. В них живет вечная красота народной мудрости.
Лариса Путинцева.