Всем известное лоскутное одеяло имеет аналоги в странах Америки и Европы. «Пэчворк», «квилт», «квилтинг», лоскутная техника – всё это вид рукоделия, в котором вручную или на машинке сшиваются лоскутки материи. «Patch»– в переводе с английского «шитьё», «заплата». А вот под словом «квилт» в Америке подразумевают именно стёганое одеяло, состоящее из трёх слоёв, верхний – декоративный, он собран из кусочков ткани или лоскутных блоков. Средний слой – это прокладка из синтепона или ватина, нижний – подкладка из хлопчатобумажной ткани. Все три слоя простегиваются вместе, качество простёжки свидетельствует о мастерстве автора, так как это делается вручную. 20-й век принёс новое понятие – «квилтинг», это уже произведение прикладного искусства, которое достойно музея, им может быть панно с применением вышивки, покрывало.
Считается, что лоскутное рукоделие, как самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства зародилось в Англии в середине 17 – начале 18 века, но настоящей родиной квилта стала территория нынешней Америки, куда этот вид искусства попал вместе с переселенцами. На территории с многонациональным населением квилт стал национальным видом искусства, поэтому именно в Америке были разработаны многие орнаменты и технологии изготовления квилта. Коллекция Этнографического музея в Санкт-Петербурге позволяет нам увидеть примеры печворка из разных стран. Разные по ширине и орнаментальному решению ленты для связывания стопок постельного белья, позволяют понять, как трепетно наши предки относились к каждому кусочку ткани. Известны образцы киргизских ковров конца 19 века, а также ковров из Таджикистана начала 20 века, выполненные в красном, белом и чёрном цветах. Из лоскутов шились даже платки, как, например, в Мордовии («платок замужней женщины»). Интересны так называемые «Молы Куна» – пример пэчворка индейцев Панамы. Они схожи с аппликацией, состоят из сложенных нескольких слоёв ткани, а рисунок прорезается, показывая нижний слой иного цвета. Края «мол» подшиваются очень аккуратно. В такой технике индейцы Куна выполняют сумки и блузы. Существует и поморский приём «ляпочиха» – ткань не разрезается, а рвётся, и «лохматые» кусочки пришиваются только одним краем.
На первый взгляд – техника очень проста, что может быть проще сшитых вместе лоскутов ситца, остатков любимого сарафана или юбки? Это первое впечатление обманчиво. Пэчворк и квилт требуют не только терпения и аккуратности, но и точности, высокой техники шитья, художественных способностей. Эта техника невозможна без любви к материалу, без чувства ритма, интереса к орнаменту, без понимания цветовых нюансов. Квилт обладает красивой и сложной текстильной поверхностью, его можно рассматривать вблизи?– как предмет прикладного искусства, а некоторые образцы настолько монументальны и пространственно активны, что позволяют создавать эффектные интерьерные решения для больших пустых помещений. Квилт и пэчворк создают интересное выставочное пространство, они удобны в транспортировке.
Традиционный квилт орнаментален, но со времени «классических образцов» квилта до наших дней само восприятие орнамента изменилось. Абстракционизм, появившийся в 20-м веке, обострил восприимчивость художников и зрителей к нефигуративному искусству, к игре с пространством, ритмом, знаком-символом. Есть художники, которые отказались от живописи ради работы с текстилем. Современный квилт стал искусством. Он индивидуален, как и его автор: ультрасовременным – не знает ограничений в материале и фактуре, состоит не только из текстиля, но и из полиэтилена, бумаги, металлических предметов и конструкций. Или наоборот – «помнит своё прошлое» – только текстиль и строгая геометрия. Но главный принцип остался: соединение разнородных частей в единое художественное целое. По-прежнему создаются утилитарные вещи – панно, сумки, жилеты. Но есть и антифункциональные, например, «квилтовый самолёт». Тема дизайна костюма представлена в этой технике очень многообразно: от необычных ярких галстуков, до красочных принтов «под квилт» на плательных тканях в коллекциях «Dolce&Gabbana». Квилт и пэчворк обогатили не только интерьеры в стиле «кантри». Эскизы квилтовых интерьеров создавал даже Сальвадор Дали. Современные панно с использованием вышивки поверх квилта прекрасно вписываются в современные интерьеры.
Существует множество фестивалей квилта и пэчворка не только в нашей стране, но и по всему миру. Фестивали лоскутного шитья проходят в Хьюстоне более полувека (в 2009 году фестивалю – 55 лет!), International Quilt Show длится 4 дня, это не просто выставка, но и мастер-классы. В 2007 году в Иокогаме прошел фестиваль, в котором особого внимания заслуживали оригинальные сумки в стиле пэчворк, а также работы с «оптическими эффектами». Значительные фестивали проходили так же в Праге (2004 год), Киеве (2004 год). В 2007 году в Вене был проведен фестиваль, на котором экспонировались работы с неровными краями, надписями, орнаментом, составленным из изображений ладони. Очень интересна выставка, проходившая во Франции в 2004 году?– публике были представлены работы по мотивам творчества художника Жана Люрсы, Густава Климта, а также лаконичные квадраты с использованием чёрного цвета, пейзажи, квилты с изображением фигур людей. Один из самых последних фестивалей – Токио 2008. В январе этого года в Токио были выставлены на продажу не только панно в стиле пэчворк, но и сумки. Многообразие цветов и форм аксессуаров кажется безграничным: были представлены сумки с изображением русских церквей и традиционной для квилта «шахматки». Японские мастера квилта представили работы лаконичные, с обилием чёрного цвета, геометрические и с оптическими эффектами.
В Санкт-Петербурге в технике пэчворк работает художница Лариса Дергачева. Она впервые заинтересовалась лоскутным шитьём, когда задумала украсить детский уголок дочери. Начав с обыкновенной текстильной аппликации, Лариса дошла до масштабных композиций. Но она умышленно отказывается изучать историю квилта и пэчворка, ратуя за чистоту восприятия. Дергачёва работает не только с ситцем, но и с кружевом, старинными тканями. Её технику шитья можно смело обозначить как авторскую, а её дом-мастерская напоминает антикварную лавку. За 19 лет работы с текстилем Лариса Дергачёва несколько раз меняла цветовую гамму.
Маргарита Широковских.