Палиндром – слово или фраза, одинаково читаемые как слева направо, так и справа налево.
Если палиндром очень длинный, то его вполне логично можно разбить на несколько строк (в нашем случае – на 4 строки), учитывая ритм и/или смысловые составляющие. Так условный палиндром A – E, состоящий из условных частей A – B, B – C, C– D, D – E можно записать так:
A – B
B – C
C – D
D – E
Обратно (справа налево) он будет читаться с последней буквы последней строки: E – D, D – C, C – B, B – A. Таким образом однострочный палиндром, называемый некоторыми исследователями как «монопалиндром», приобретает форму четверостишия и становится более близким для восприятия читателя.
Скажем сразу, что писать такие палиндромные четверостишия – задача очень и очень сложная. Ведь нужно не только сохранять ритм и рифму, но и смысл произведения, чтобы это не был простой набор несуразных слов. Однако находятся отважные авторы, которые любят работать со словом и находить удивительные тексты, которые можно прочитать палиндромно. Самым ярким и плодовитым автором, пишущим палиндромные четверостишия, мы считаем Вадима Борисовича Гершанова. Он родился 8 мая 1964 года в городе Казань Республики Татарстан, где и живёт по сей день.
Интерес к палиндромам у Вадима формировался постепенно. Всё началось в девяностые годы, когда в «Комсомольской правде» появилась рубрика «Verbлюд». Автор в своём письме к автору статьи сообщает: «Тогда в первую (да, собственно, и в последнюю) очередь меня заинтересовал только палиндром, причем скорее как головоломка или словесная диковина. Привлекала сама возможность придумать фразу, одинаково читаемую в обе стороны. Такой текст, мне казалось, обладал особым, возможно, сакральным значением. О том, что палиндром может быть поэтической формой, я не подозревал. Мои тогдашние палиндромы особого внимания не заслуживают».
Вадим продолжает: «Второй этап комбинаторного творчества начинается в 2005 году, когда я завожу блог в ЖЖ. Возникает потребность что-то выкладывать в сеть, а идей нет. Всё написанное кажется мелким и банальным. Тут-то я вспоминаю о коллекции неказистых палиндромов. Живой журнал способствует и сочинению новых палиндромов. Но качество их по-прежнему, мягко говоря, не очень.
Вскоре мой блог находит willich, довольно энергичный на тот момент интернет-персонаж. Очевидно, что кроме ведения своего одноименного блога в ЖЖ, он, как я предполагаю, мониторит интернет с целью найти что-либо, связанное с палиндромами. Уже в то время у него выложено огромное количество палиндромов в сети. willich активно интересуется методикой генерирования палиндромов, регулярно комментирует палиндромы в моём блоге. Я начинаю комментировать ответно. Происходят похожие на дуэли палиндромные диалоги, которые являются отличным тренингом.
willich открывает для меня сайт «ТЕРМИтник поэзии» («где собрались лучшие палиндромисты», как примерно он мне сообщает). Я регистрируюсь на сайте и начинаю выкладывать на нём наиболее удачные палиндромы из ЖЖ. В то время там публикуют тексты Гринберг, Левин, Байков и другие. Их высокое мастерство заставляет учиться...».
Непосредственно четверостишия (которые он называет «рифмопалиндромы») начал писать с 2006 года. Вадим пишет: «Слово «рифмопалиндром», если не ошибаюсь, я увидел в комментарии Ильи Юдина на сайте «ТЕРМИтник поэзии». А кто автор этого термина – мне неизвестно».
Дадим несколько примеров из его творчества. Отметим сразу, что в названиях четверостиший автор даёт словно сжатый вариант длинного палиндрома, ритмически уложенного в четверостишие.
Ты, Мой Отче, мечтой омыт... В озере – Вере зов... Я и ты, былое, рок, ореолы Миро в тебе – след: удел себе Идол примата, мир плоди! |
Ты разил и зарыт Ты разум явил. Игом же мыт. Ты меж могил И в яму зарыт. 2008Иго родины таково. Каково? Катыни дороги... Иго родины таково, Как нар итоги. Иго, тиран, каково? Катыни дороги... 2010 Кумач ал плоди, идол плача мук! Хорошим ушам – магии гамма: шуми, шорох! Молот, серп – даны нам Богом, смог, обманы – над престолом |
Как видно из приведённых примеров, по форме Вадим Гершанов усложняет свои палиндромы рифмой (абаб) и ритмом, что собственно и делает их четверостишиями. Впрочем, иногда автор отходит от такого вида рифмовки, создавая не менее интересные четверостишия:
Чуть туманна лежала желанна муть туч
Чуть недвижима намуть туч,
Чуть туманна лежит.
И желанна муть туч.
Чуть туманами жив день туч.
2007
Чуть леденит ум в мути
недель туч...
Еле-еле мути недели.
Леденит сон, намутив явь туч еле-еле.
Чуть в яви – туманности недели.
Леденит ум – еле-еле.
2007
Отче, небес венец, в цене в себе?– нечто?
Отче, на карме дорог,
В иконе венец – ветрам?..
В марте в цене – венок,
И в городе мрака – нечто.
2010
По содержанию же его произведения тяготеют к осмыслению как отдельных поступков человека («Ты, Мой Отче, мечтой омыт...», «Ты разил и зарыт», «В озере – Вере зов...»), так и общества («Иго родины таково. Каково? Катыни дороги...», «Кумач ал плоди, идол плача мук!», «Идол примата, мир плоди!»). Что интересно, над всеми текстами словно довлеет тема воздаяния, будто бы палиндром с его обратным чтением наводит на мысль о расплате за каждое действие, приводящее к тем или иным последствиям.
Нередко автор объединяет четверостишия в цепочки, например:
Фимиам ума и миф
Фимиам годов.
Омута мотив.
Рви томат умов,
О, догма и миф!
Фимиам годов.
Он стихам – риф.
Фирма – хит снов.
О, догма и миф!
Фимиам годов.
Он ещё тучам риф.
Фирмачу, тёще – нов.
О, догма и миф!
Фимиам годов.
Он скрап или тиф?
Фитили. Парк снов...
О, догма и миф!
2008
Холмы, дол омыт. Ты молодым?– лох
Холмы, дол омыт,
Тина марева дорог...
Города вера манит?
Ты молодым – лох.
Холмы, дол омыт.
Тип – икоты рок.
Корыто кипит?
Ты молодым – лох.
Холмы, дол омыт.
Тих я – игрок.
Сип, писк. Оргия, хит....
Ты молодым – лох.
Холмы, дол омыт.
Тих я игрок.
Ниц – в цинк. Оргия – хит.
Ты молодым – лох.
Холмы, дол. Омыт
Тирадами зов.
И диво зима дарит.
Ты молодым – лох.
Холмы, дол омыт.
Был год, и бил рок...
Укор – либидо глыб.
Ты молодым – лох!
Холмы, дол омыт.
Тысячи дорог.
Иго. Родич, я – сыт.
Ты молодым – лох!
Холмы, дол омыт.
Тысячи – что острог.
Око когорт. Соотчич, я – сыт!
Ты молодым – лох!
Холмы, дол омыт.
Тысяча лап и ног.
Гони, палач, я – сыт!
Ты молодым – лох!
2010
С одной стороны, в подобных циклах автор словно использует на износ возможности наполнения заявленного в названии палиндрома. С другой стороны, первая и четвёртая строки становятся рефреном, припевом, настраивающим на тщетность и суету попыток доказать что-либо кому-либо. Вспоминаются знаменитые изречения: «Всё проходит» и «Суета сует и всяческая суета».
Творчество Вадима Гершанова не ограничивается палиндромами. Он пишет и омограммы (гетерограммы), и анаграммы, но об этом мы как-нибудь напишем уже в другой заметке.
Иван Чудасов.