Падежи в русской поэзии

Всем известна мнемоническая (помогающая запомнить) фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», где первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Для этих же целей была придумана фраза «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку», где первые буквы соответствуют первым буквам названий падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Как указано в замечательной книге «Занимательно о русском языке» (Л., 1990), термин «падеж» является переводом латинского слова casus («казус» – «падение») на русский язык. Ещё греческие учёные заметили, что существительные имеют свою основную, прямую форму и косвенную. Косвенные формы словно отклоняются от прямой, откуда и термин «склонение». Более подробно см. в книге: Шанский Н.М. «В?мире слов» (М., 1985).
Приведём несколько произведений, где так или иначе обыгрываются падежи. Например, стихотворение Булата Окуджавы:

 

* * *
Ю. Левитанскому
Заезжий музыкант целуется с трубою,
пассажи по утрам, так просто, ни о чём…
Он любит не тебя. Опомнись. Бог с тобою.
Прижмись ко мне плечом,
прижмись ко мне плечом.

Живёт он третий день в гостинице районной,
где койка у окна – всего лишь по рублю,
и на своей трубе, как чайник, раскалённой
вздыхает тяжело…
А я тебя люблю.

Ты слушаешь его задумчиво и кротко,
как пенье соловья, как дождь и как прибой.
Его большой трубы простуженная глотка
отчаянно хрипит. (Труба, трубы, трубой…)

Трубач играет гимн, трубач потеет в гамме,
трубач хрипит своё и кашляет, хрипя…
Но как портрет судьбы – он весь в оконной раме,
да любит не тебя…
А я тебя люблю.

Дождусь я лучших дней и новый плащ надену,
чтоб пред тобой проплыть, как поздний лист, дрожа…
Не много ль я хочу, всему давая цену?
Не сладко ль я живу, тобой лишь дорожа?

Тебя не соблазнить ни платьями, ни снедью:
заезжий музыкант играет на трубе!
Что мир весь рядом с ней, с её горячей медью?..
Судьба, судьбы, судьбе, судьбою, о судьбе…

12 апреля этого года на I научно-практической конференции молодых учёных «Булат Окуджава: проблемы жизни и творчества» вдова поэта и директор Дома-музея Булата Окуджавы в Переделкине, Ольга Владимировна, сообщила, что склонение слов «труба» и «судьба» соответствуют гаммам во время игры на музыкальном инструменте.
Более прямолинейно падежи обыгрываются в стихотворении Я. Акима:

ВЕСНА, ВЕСНОЮ, О ВЕСНЕ

В рощах птичье пение,
А в классе – тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется «весна».

Склоняем вслух: «Весна, весны…»,
А за окном ручьи слышны.
За партой не сидится мне,
А тут «Весна, весны, весне».

Под крышей носятся стрижи,
Смеются надо мною –
У них не спросят падежи:
«Весна, весны, весною».

Внизу разноголосица:
«А ну, пробей! На спор!»
Под партой ноги просятся
К болельщикам, во двор.

– Пришла весна.
– Дождись весны.
(Дождался, листики видны!)
– Привет весне.
– Встречай весну.
(Куда ж я руку протяну?)

«Весна, весны, весне, весну,
Весною, о весне…»
Гуляет зайчик по окну,
Как солнце на блесне.

По стене слоняется,
Ничем не заслоняется.
Весна! Вот это слово
Весело склоняется!

 

Следующий пример интересен тем, что автор (Леонид Губанов) неразрывно сочетает названия падежей со стоящим за ним словом, окрашивая его сложным метафорическим смыслом:

С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ
На обшарпанный падеж
привели долгожданную лошадь
моих винительных глаз.

На родительный сеновал
твоих пышных волос
вспорхнули, как куры,
испуганные седины.

Под творительным плетнём
моих горьких губ
телились и теплились образа,
красные, как хоругви.

На Библии своих ногтей
дал образование друзьям и порокам.
И лакированное небо
застыло в обмороке,
где кланялись последние облака!!!

Любопытно, что падежи в своём употреблении распределены не одинаково. В. Николаев, изучив детские газеты, в своей статье (Некоторые данные о частотности употребления падежных форм в современном русском литературном языке // Русский язык в национальной школе. 1960 № 5) нашёл, что самым частым падежом является именительный (33%), затем идёт родительный (24%) и затем – винительный (20%). На эти три падежа приходится 77% всех падежных форм, а на остальные три падежа – 23%.
По-другому дело обстоит с разговорной речью. В. Никонов в статье «Статистика падежей русского языка» в книге «Машинный перевод и прикладная лингвистика» (М., 1959) установил, что при устном общении чаще всего используется именительный (50%), а другие падежи имеют следующие показатели: винительный – 20%, родительный – от 11 до 16%, а на три остальных падежа приходится от 14 до 19%.
Но поэзия чаще всего не ограничивается шестью падежами, и неутомимая фантазия авторов предлагает читателям всё новые и новые находки, например, как в стихотворении Семёна Кирсанова:

СКЛОНЕНИЯ
– Именительный –
это ты,
собирающая
цветы,
а родительный –
для тебя
трель и щёлканье
соловья.
Если дательный –
всё тебе,
счастьем названное
в судьбе,
то винительный –
нет, постой,
я в грамматике
не простой,
хочешь –
новые падежи
предложу тебе?
– Предложи!
– Повстречательный
есть падеж,
узнавательный
есть падеж,
полюбительный,
обнимательный,
целовательный
есть падеж.
Но они
не одни и те ж –
ожидательный
и томительный,
расставательный
и мучительный,
и ревнительный
есть падеж.
У меня их
сто тысяч есть,
а в грамматике
только шесть!

Следующее произведение с новыми падежами принадлежит перу Г. Граубина:

ЛЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
Спросили Лежебокина:
– А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:
– В том не моя вина.
Пусть им сперва учёные
Изменят имена.

Ведь я падеж Творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.

Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.

– Да, переделка, кажется,
Серьёзная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?

– Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец?, Простительный!

Как видно из вышеприведённых стихотворений, скучный урок русского языка, посвящённый изучению падежей, можно превратить в интересное мероприятие. Например, дать творческое задание написать стихотворение или небольшой рассказ, где заданное слово склонялось бы по всем падежам. Или предоставить ученикам возможность изобретать собственные падежи, активизируя их словотворчество.

В качестве вспомогательной литературы посоветуем следующие издания:
Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова (Занимательная грамматика). Волгоград, 1966.
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М., 1976.

sq_bl Иван Чудасов.

Оставить комментарий