(Продолжение. Начало в №2/2010)
России оперное искусство развивалось самобытно, несмотря на то, что и композиторам, и певцам, и постановщикам часто приходилось брать пример у западноевропейской оперной сцены: у итальянцев, французов, немцев. Славу нашим оперным традициям составили два театра – Большой театр в Москве и Мариинский – в Санкт-Петербурге. Вспомним, как складывалась их история.
Предшественником Мариинского театра в Петербурге был Большой Каменный театр на Карусельской площади (сейчас она называется Театральной), открытый в 1783 г. Здание, построенное по проекту Антонио Ринальди поражало величественной архитектурой, технически хорошо оборудованной сценой. На протяжении столетия на его сцене шли разнообразные спектакли, шедевры европейской музыки: оперы Моцарта, Россини, Верди, Гуно. Тут состоялись важнейшие для музыкальной жизни России постановки двух опер Михаила Глинки: в 1836 г. была поставлена «Жизнь за царя», а спустя шесть лет – «Руслан и Людмила». В 1886?г. этот театр был закрыт, а его здание перестроено под консерваторию.
Мариинский театр был построен в 1859 г. главным архитектором императорских театров Альберто Кавосом. Свое имя он получил в честь царствующей императрицы Марии Александровны, супруги Александра II.
В 1863 г. на должность главного капельмейстера пришел Эдуард Направник. За полвека его работы в театре были поставлены самые значительные в истории русской музыки оперы: «Борис Годунов» Мусорского, «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама» Чайковского, «Демон» Рубинштейна и многие другие.
Балетную группу с 1869 г. возглавлял Мариус Петипа. В содружестве М.Петипа и Л.Иванова возникла хореография «Щелкунчика», «Лебединого озера», а встреча с Чайковским привела к рождению «Спящей красавицы». Новаторские идеи знаменитого француза были подхвачены Михаилом Фокиным, который поставил на главной сцене северной столицы балеты Стравинского «Жар-птица» и «Петрушка», а также создал два спектакля на музыку, не предназначенную для балета изначально: «Шопениану» на музыку Шопена и «Шехеразаду» на музыку Римского-Корсакова.
После революции 1917 г. Мариинский театр был объявлен Государственным. С 1934 г. он носил довольно громоздкое имя – Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова. И только в 1992 г. было возвращено историческое название – Мариинский.
С 1988 г. и по сей день художественным руководителем и главным дирижером «Мариинки» является дирижер Валерий Гергиев.
За два столетия своей истории театр подарил миру много великих артистов: здесь работал основоположник российской исполнительской оперной школы О.Петров, достигли вершин славы певцы И.Ершов, С.Преображенская М. и Н.Фигнер, Ф.Шаляпин, на сцене блистали артисты балета А.Павлова, М.Барышников, Г. Уланова. Театр был свидетелем расцвета гениальных художников-декораторов, таких как А.Головин, А. Бенуа, С.Вирсаладзе, К.Коровин, Ф.Федоровский и многих других.
Теперь мысленно перенесемся в Москву и представим, что находимся в самом ее центре, на Театральной площади у здания Большого театра.
Его внешний облик величав. Верхняя часть фасада украшена фигурой Аполлона с кифарой – это символ вечно молодого, прекрасного искусства. Поражает праздничным, нарядным убранством зрительный зал. На потолке, расписанном русским живописцем Титовым, изображены девять танцующих муз. В хороводе кружатся муза танцев Терпсихора, муза комедии Талия, муза драмы Мельпомена, муза лирики Эвтерпа.
Со времени своего рождения театр был и остается крупнейшим центром русской музыки, одним из ведущих театров мира.
Его история начинается с 28 марта 1776 г., когда губернский прокурор, большой любитель театра князь Петр Васильевич Урусов получил правительственную привилегию императрицы Екатерины II «быть содержателем всех театров в Москве». По условию привилегии Урусов должен был построить в пятилетний срок каменный театр «с таким внешним убранством, чтобы он городу мог служить украшением». И вот, в 1780 г. по проекту архитектора Розберга на улице Петровской появился театр, где ставились оперные, балетные и драматические спектакли. В просторечии его стали называть «Петровским». Труппа пополнялась за счет крепостных актеров, которых дирекция театра покупала у помещиков. Наиболее популярными в то время были комические оперы В. Пашкевича «Несчастье от кареты», «Скупой», а также произведения Перголези, Гретри, Керубини, Чимарозы. На протяжении многих лет не сходила со сцены знаменитая опера Аблесимова и Соколовского «Мельник?– колдун, обманщик и сват». Среди балетных спектаклей были популярны постановки, основанные на народно-бытовых сюжетах: «Деревенский праздник», «Деревенская забава», «Деревенская картина».
В октябре 1805 г. театр сгорел дотла. Довольно быстро было выстроено новое здание, но и оно сгорело в 1812 г., во время нашествия Наполеона. Труппа была вынуждена выступать на разных «чужих» сценах.
В 1825 г. на месте сгоревшего театра одновременно появились два новых здания: небольшой по своим размерам драматический, который был назван Малым, и величественный оперный – Большой Петровский театр по проекту архитектора О.Бове. Он был значительно выше, наряднее, объемнее прежнего. С 1842 г. начинается новый этап в истории театра. 7 сентября на его сцене впервые был исполнен первенец русской музыкальной классики – опера «Иван Сусанин» М.Глинки, которая оказала решающее влияние на развитие русского национального, классического оперного искусства.
Однако 11 марта 1853 года Большой Петровский театр снова сгорел. Отстроил его заново А.Кавос, который спроектировал и «Мариинку». В эти годы на сцене Большого театра с успехом шли оперы как западноевропейский, так и русских композиторов. Огромным завоеванием Большого театра было появление на его сцене опер композиторов «Могучей кучки»: М.П.?Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П.?Бородина, а также постановка опер П.И.?Чайковского.
К началу XX века «Большой» вступает в пору расцвета. Он становится крупнейшим центром музыкально-сценической культуры. Оркестр Большого театра под управлением выдающихся дирижеров С.Рахманинова, В.Сука, Э.Купера сделался украшением московской музыкальной жизни. Отточенного мастерства достигает хор под руководством А.Авранека. Выдающиеся русские художники А.Васнецов, А.Головин, К.Коровин создают декорации к спектаклям. Успехи национальной вокальной школы подготовили появление трех великих певцов: А.Неждановой, Л.Собинова, Ф.Шаляпина. Блестящие традиции русских певцов продолжили И. Петров, А.Пирогов, М.Максакова, М. Рейзен. Е.Образцова, И.Архипова, Т.Милашкина, А.Эйзен и другие.
Во время Великой Отечественной войны театр, находясь в эвакуации в Куйбышеве, не прекращал своей работы.
Большой театр воспитал несколько поколений замечательных артистов оперы и балета. Среди них певцы С.Лемешев, П.Лисициан, И.Козловский, Г.Вишневская, солисты балета Г.Уланова, О.Лепешинская, М.Плисецкая, М.Лиепа, Н.Бессмертнова, Е.Максимова, В.Васильев, М.Лавровский. Над музыкально-сценическим воплощением спектаклей работали дирижеры Н.Голованов, А.Пазовский, Р.Рождественский; режиссеры Б.Покровский, Ф.Федоровский, С.Вирсаладзе. С 1964 года балетную группу возглавлял Ю.Григорович. Большое число артистов театра являются лауреатами Государственных премий, имеют звания «Заслуженный» и «Народный», награждены медалями.
Выступить на сцене Большого театра?– высокая честь для любого артиста мира; побывать в Большом – мечта каждого любителя музыки.
Лариса Путинцева.