Многим известна шутка: «Как законсервировать кабана?» или «Кто скрывается в камышах?». Когда спрашиваемый сдаётся, то спрашивающий победно повторяет заданное слово несколько раз, получая ответ:
КАБАНкабанкабанкабанкаБАНКА
КАМЫШкамышкамышкамышкаМЫШКА
Подобные произведения называются волноходами (термин Г. Лукомникова и С. Федина), а Андрей Андреевич Вознесенский наывает их кругомётами и считает первенство их изобретения за собой. Вспомним первые две строфы его знаменитого стихотворения «Шаланда желаний»:
Шаланда уходит. С шаландой неладно.
Шаланда желаний кричит
в одиночестве.
Послушайте зов сумасшедшей шаланды,
шаланды –
шаландышаландышаландыша –
ландыша хочется!
А может, с кормы прокричала
челночница?
А может, баржа недодолбанной
бандерши?
Нам ландыша хочется!
Ландыша хочется!
Как страшно качаться
под всею командой!
В трансляции вандала, вандала,
вандала
«Лаванда» лавандалаванда
не кончится.
Развивая идею Вознесенского, Всеволод Некрасов написал интересное переосмысление строчки Александра Блока:
* * *
Нас тьмы
и тьмы и тьмы
и тьмы и тьмытьмыть мыть и мыть
Вот как осмысляет кругомёты Андрей Андреевич: «Духовность XIX века являлась людям в слуховой, уховой форме (Бетховен, Чайковский, симфонизм, опера). Минувший век являет себя визуально, зраково, хромотографически (абстракционисты, кино, ТВ, компьютер). Этим она знаково приближается к канонической и иконописной трактовке Святого Духа в виде ОКА, а отнюдь не УХА.
В русской поэзии это знаковое выражение языка нашло себя в жанре видеом и в их графической ветви?– кругомётах. Ибо как отмечал М. Хайдеггер: «Язык называет такое замыкающееся на себе отношение кругов кругом неизбежным, но одновременно полным смысла. Круг обновлённый случай названного переплетения. Круг имеет смысл, потому что направления и способ круговращения определяется самим языком через движение в нём» (Путь языка)».
В другой свое заметке он понимает их значение так: «В 1911 г. Ж. Брак впервые ввёл три буквы как элемент живописи в кубистическую композицию. Он начертал на холсте «БАЛ» и на другом «БАХ» (уже четыре буквы на латыни). С этого момента слово вошло в живопись. Просвечивало «БОГ». Слово бе БОГ.
Думается, эти слова стали кодовыми для искусства пролетевшего столетия. Игривое начало, бальное, маскарадное плюс игра органная, в которой угадывается Бог. Для многих русских поэтов игра оказалось смертельной.
Текст, афиша, информативный титр отпраздновали все свадьбы – и золотую, и бриллиантовую – со станковой живописью. Слово вышло из глубин живописи. Ныне пора отдавать долги. Из слова, из буквы рождается живопись. Круг завершается кругомётами».
В произведениях Вознесенского АНИС переходит в САНИ, СТРОКА – в КАСТРО, СОСНА – в НАСОС. Знаменит призыв к Санкт-Петербургу терпеть:
Эксперименты с кругомётами не остались незамеченными. Из наиболее интересных приведём два:
* * *
Утраты, утраты, утраты...
До утра, до утра, всю ночь.
День тёмен и томит,
А ночь ярка своим пожаром.
И я – ресниц твоих наймит,
Я обнимал созвездье даром,
Я пролетал ветров ударом.
Здесь налицо звуковое решение кругомёта, называемое волнозвучием (термин Г. Лукомникова):
УТРАТЫутратыутратыутратыутраДО УТРА
Отметим, что подобные перемещения в западной литературе называют литературным цилиндром и перемещаться могут не только буквы в слове, но и слова в строке. Интересный пример словесного кругомёта представлен в стихотворении Елены Кацюба:
ДВЕРИ
Тебе открылись ещё не все двери
Гул чугуна вес гула
красное остывая чернеет
что кровь что металл
открылись ещё не все двери Тебе
глаза встречаются молча
пуговицы расстёгиваются молча
молния делает вж-ж-ж-жик
ещё не все двери Тебе открылись
зимой чёрно-белый
летом вниз крышами в каналах
анти-Святой анти-Пётр анти-город
не все двери Тебе открылись ещё
мораль роль моли
санитарная дремота
внутри всё осыпалось
все двери Тебе открылись ещё не
передвигая линии
переставляя слова
создаём варианты естества
ищем словесный ключ
пробираясь в понятий глушь
но порядок слов не закрепить
как птиц в караване птиц
они меняются местами
если устали
поэтом
двери Тебе открылись ещё не все
Тебе открылись ещё не все двери
Таким образом, А.А. Вознесенский вскрыл любопытные возможности языка, хотя, строго говоря, он не был первым. Кругомёты таят в себе невероятные смыслы и ждут не только исследователей, но и, в первую очередь, самих поэтов.
Иван Чудасов.