Крайние формы аллитерации в творчестве бориса гринберга

Аллитерацией обычно называют стилистический приём усиления выразительности художественной речи повтором согласных звуков. В современной русской поэзии такой приём был доведён до предела в творчестве новосибирского поэта Бориса Хаимовича Гринберга (1962 г. р.). Им даны примеры не только тавтограммы, известной мировой литературе со времён античности, но и введены новые формы, приобретшие крайнюю степень ограничения: начально-концевые тавтограммы и, особенно, гиперлипограммы.

Для начала – пример аллитерации:

ПАМЯТИ ХЛЕБНИКОВА
Мира эмир, адмирал –
Кумир Велимир умирал
Мирно, смиренно, всемирно…
Мир, смирно!

Зуммер замер
Умер замерзаем
м
ЗУ ер ЗАМЕРзаем
м

Тавтограмма – стихотворное или прозаическое произведение, в котором все слова начинаются с одной и той же буквы. Собственно такое же значение имела и аллитерация в средние века в германской поэзии. Несмотря на то, что многие ортодоксальные читатели и литературоведы считают тавтограмму надоедливой и поэтому вряд ли могущей служить эффективным средством звуковой выразительности в поэзии», эта форма насчитывает, по крайней мере, пару тысяч лет существования. Например, римский поэт Квинт Эниний является автором такой строки: «O Tite, tute, Tati, tibi tanta, tyranne, tulisti! (О Тит Татий, тиран, тяготят тебя тяготы те! – пер., тоже тавтограммный, Ф. Петровского)». А в XVI веке славилась целая поэма, написанная доминиканцем Плаценциусом под псевдонимом Publius Porcius. Он издал её под названием Pugna Porcorum (Битва свиней) в 1530г. Все слова этой поэмы, состоявшей из сотен стихов, начинались с латинской буквы «P».
Пример из творчества Гринберга:

ПАРАНОИДАЛЬНАЯ ПОЭМА
Помнишь, падали плеяды,
Пропадая по пути?
Перламутровые пряди,
Плети, плечи, палачи.

Полночь пальчики полощет,
По пятам, пыля, плывёт.
Проще пули, поля площе –
Полу-плен, полу-полёт!

Просыпайся! Полно плакать,
Посмотри: полна полным
Пляшет призрачная плаха,
Пахнет пряная полынь,

По погостам плещет пламя,
Полыхает перегной…
Приглядись, пусть помнит память
Под пудовою пятой

Про походы пилигримов,
Присягнувших подлецу,
Про пустяшные причины,
Про последствий полосу…

Пусть прозрачной пеленою,
Перепревшею палитрой,
Проливается покорно
Песня пьяного пиита.

Однажды Борис Хаимович, увидев результаты конкурса на тавтограмму на портале «Творчество для всех», заметил, что, если бы он принял участие, то обязательно бы победил. И в доказательство дал пример редчайших начально-концевых тавтограмм, в которых все слова не только начинаются с одной и той же буквы, но ею же и заканчиваются:

МИЛЫМ МОИМ МЕЩАНАМ.
Мельчаем мельком, мудрствуем, мудрим.
Моргаем мозгом, мыслим – мягким местом.
Мычим мессиям, мимоходом – месим.
Мстим мастерам, мешаем молодым.

Манкируем миром, мытарствуем, мучим...
Маразм маскируем молчаньем могучим.

ОБРЫДЛО (Или «Эмиграция»)
Облако отплыло одиноко...
Герман Лукомников.
Обескровлено общество,
обнищало Отечество,
Обожгло, обгорело, оставило – отчество.
Опоздало, однако, оно. Опрометчиво...
Отпустило охотно... Окно. Одиночество...

УСТАВШЕМУ.
Умолкну. Услышу улитку-удачу,
Упрячу усмешку, улыбку утрачу.
Ухмылку убогому Утру утрУ...
Увязну, увяну, угасну... умру.

ИТОГИ, ИЛИ ИЧИГИ ИРОНИИ.
Исчезли иллюзии, иссякли идеи,
Истлели империи истыми искрами...
Избегли идиллии иудеи.
Изгои – истоки истории исстари.

Гиперлипограмма – почти предельная реализация аллитерации, при которой в произведении употребляются только определённые гласные (или согласные). Это максимальный запрет на использование других видов гласных (или согласных), что роднит это явление с липограммой – избеганием употребления какой-либо буквы.

Можно с уверенностью сказать, что гиперлипограмму в литературу ввёл Борис Гринберг, он же и дал этому феномену название. Впрочем, в рубрике «Verbлюд» давались подобные тексты (Комсомольская правда. 27 апреля 2000. С. 21), но не были представлены системно на примерах творчества какого-либо одного автора, к тому же приоритет следует признать за новосибирским поэтом. Он пишет: «Это мой термин – реакция на довольно примитивную и главное неощущаемую форму комбинаторики «липограмму». Появились Г. после прочтения Гаспаровской «Русские стихи...» (То есть, очевидно: Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях. М.: Высшая школа, 1993. 272 с. – И.Ч.). Собственно раздражение оценочной стороной этой книги, плюс недовольство палиндромическими текстами любимого мной Хлебникова, да и прочих палиндромистов и привели меня в комбинаторику. Аллитерация – касается только повтора согласных, причём не запрещая остальные согласные, тавтограмма – только первых букв. Оркестровка слишком общий термин, подразумевающий любую звуковую организацию. Гиперлипограмма же – липограмма доведённая до «абсурда», то есть вводится запрет на все гласные или согласные, кроме одной. По-моему, точно отражающий суть термин». О первенстве Гринберга в области гиперлипограмм говорит и тот факт, что большинство его произведений комбинаторной поэзии написаны с 1995 по 2000 г.

ВЫЕВ «В»
О, Авва!
Яви Еву!
Её, Авва, ваяю, воюя,
А выявив – вою.
Увы.
В авив, Авва,
Яви в яви,
Ивову выю её овеев…
О, Ева,
Аве!

ТОЛЬКО «О»
Столько вопросов, столько,
Что хоть в окно головой.
Полночь, хоть вой волком.
Полночь, хоть волком вой

Холодно, зло, промозгло.
Город продрог, промок.
Что хорошо – то поздно,
Что плохо – то точно в срок.
Город оброс погостом,
Точно коростой плоть.
Коротко ль, долго ль, просто ль,
Сложно ль – с тобой Господь.

Голос в горло осколком,
Словно комок вдох.
О, сколько слов! Сколько!
Но только одно – Бог!

Колокол смолк грозно,
Громоподобно смолк.
Но скоро восток розой.
Розовой розой восток.

МОИ «М»
Мы имеем умея,
И умеем имея…
Мама моя, мама!
Омоем моё имя…
Уму моему – яма,
А маи мои – мимо.

Любопытно, что пример подобного стихотворения можно найти у украинского поэта Ивана Величковского (? – 1701, по другим данным 1707) в его книге «Млеко от овцЂ, пастыру належноє...»(1691г.) :
ЄДИНОГЛАСНИЙ
єст вірш, в котором каждая силяба
єдиною гласною літерою замикається,
іменна сею: О

СлОвО плОтОнОснО
МнОгО плОдОнОснО

Много плода бог слово в рай приносить,
Вся тім биша, вся даєт, чесомо кто просить.

В предисловии он указывает, что дал лишь русский аналог тех произведений, которые прочитал на других языках. Как пишет Борис Хаимович о своём предшественнике: «О Величковском я знал только как о палиндромисте. Так что для меня это миниоткрытие. Впрочем – не удивился».

Говоря о содержательной стороне крайних форм аллитерации в творчестве Гринберга, нужно сказать об их одновременной ясности и высокой поэтичности, что свидетельствует о большом мастерстве новосибирского поэта. Слова в строках и во всём произведении, несмотря на сверхсложные ограничения, не задевают друг друга, нет ни ритмических сбоев, ни смысловых натяжек или лакун, ни плохой рифмы. Таким образом, перед нами полноправные художественные произведения, несмотря на то, что для русской культуры характерно негативное отношение к различным видам использования формы.

sq_bl Иван Чудасов.

Оставить комментарий