В СОВРЕМЕННЫХ КЛАВИШНЫХ ПЕРЕМЕШАЛОСЬ МНОЖЕСТВО ВИДОВЫХ И КОНСТРУКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ. РАЗЛИЧАЮТ КЛАВИШНО-УДАРНЫЕ И КЛАВИШНО-ЩИПКОВЫЕ, КЛАВИШНО-ДУХОВЫЕ И КЛАВИШНО-ЯЗЫЧКОВЫЕ. В СИЛУ ЭТОГО КЛАВИШНЫЕ – ЧУТЬ ЛИ НЕ САМЫЕ ИСКУСНЫЕ ИМИТАТОРЫ ВСЕХ СУЩЕСТВУЮЩИХ ЗВУКОВ. ОНИ ЖЕ – САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ И ПОПУЛЯРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. НЕКОТОРЫЕ ИЗ НИХ МОГУТ БЫТЬ СОВЕРШЕННО САМОСТОЯТЕЛЬНЫ, САМОДОСТАТОЧНЫ, ДРУГИЕ – ХОРОШИ ЛИШЬ В АНСАМБЛЕ. И ВСЁ ЖЕ – НЕ БУДЬ У НАС КЛАВИШНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, МЫ ЗНАЛИ БЫ О МУЗЫКЕ КУДА МЕНЬШЕ…
Орган (Organ)
Современный орган – сложнейшее сооружение. Более чем за 2000 лет он претерпел изменения, сравнимые с эволюцией млекопитающих за миллионы лет. Сегодня существует два основных типа органов: барочные – строгие и благородные по звучанию инструменты, традиции строительства которых сложились к XVII – началу XVIII века, и романтические – инструменты, обладающие неограниченными возможностями передачи звуков и специальных эффектов, что появились в XIX веке и совершенствуются по сей день. Каждый старинный и современный орган по-своему уникален. Дело не только в особенностях конструкции; органы особым образом взаимодействуют с архитектурой зала или храма, в которых они установлены. За звучание органа отвечают трубы. У небольших, учебных инструментов их не более сотни. У больших – концертных и церковных – до нескольких сотен. Трубы изготавливаются как из металла, так и из дерева. Близкие по конструкции, но отличающиеся по размеру (а значит, и по высоте звучания) трубы образуют регистры. Каждый из регистров способен имитировать звук какого-либо музыкального инструмента и даже человеческого голоса. Именно поэтому большой романтический орган может звучать как целый оркестр с хором в придачу.
Для игры на инструменте у органиста под рукой от одной до семи клавиатур (они называются мануалами), а также клавиатура для ног (педаль), на которой воспроизводятся самые низкие ноты. Иногда басовые звуки следуют друг за другом с такой быстротой, что движения ног музыканта напоминают движения танцора.
В управлении регистрами музыканту помогает ассистент. Это он переключает клавиши и выдвигает рычаги, на которых написаны названия инструментов, имитируемых звучанием труб. На современных, а иногда даже и на старинных, органах управление регистрами теперь осуществляется с помощью электроники или компьютера.
Каждый органист сам определяет выбор регистровки (характера звучания инструмента) в том или ином сочинении. Поэтому одно и то же произведение в исполнении разных музыкантов может звучать совершенно по-разному.
Клавесин (Harpsichord)
Клавесин считается клавишным струнно-щипковым инструментом потому, что, в отличие от рояля, где по струнам ударяют молоточки, струны клавесина защипываются плектром. В старинных инструментах в качестве плектра использовались птичьи пёрышки. Позднее их заменили кусочки кожи, а в наше время – пластик.
Самые ранние упоминания клавесина фигурируют в источниках конца XIV века, самые ранние изображения относятся к первой четверти века XV-го. В начале XIX века клавесин был практически полностью вытеснен фортепьяно и почти забыт на долгие сто лет. XX век возродил и сам инструмент, и почти забытое искусство игры на клавесине.
Даже современный и усовершенствованный инструмент весьма серьёзно уступает современному фортепьяно в виртуозности, в силе звука, в динамике. Не переключая регистров, клавесин невозможно заставить звучать ни тише, ни громче, как по нему ни молоти. Но у него имеется одно неоспоримое достоинство: клавесин необыкновенно естественно сливается с ансамблем струнных инструментов, не подавляя и не заглушая их. Сочинение музыки для клавесина требовало от композиторов большого мастерства. Инструмент мог материализовать музыкальную мощь лишь тогда, когда она была заложена в композицию искусством и умением автора.
Расцвет искусства клавесинной игры связан с музыкой барокко. Создание и развитие таких жанров, как трио-соната, инструментальный концерт (кончерто-гроссо), концерт для солирующего инструмента с оркестром осуществлялось при активном его участии. Кроме того, клавесин сопровождал речитативы оперных персонажей на протяжении всего процесса развития и становления оперного искусства.
Особым искусством в строительстве клавесинов долгое время отличались венецианские мастера. Сохранившиеся инструменты XVI века характеризовались не только богатым звуком, но и изяществом: их корпуса, изготовленные чаще всего из кипариса, были богато орнаментированы.
Фламандские мастера в конце XVI века существенно модернизировали конструкцию: у клавесина появился второй мануал (вторая клавиатура), диапазон звучания расширился до четырёх и более октав. Английские, французские и немецкие производители клавесинов сумели объединить достоинства итальянских и фламандских моделей. Возрождение клавесина происходило в основном на базе достижений западноевропейских мастеров.
Ключевой фигурой в деле возвращения искусства клавесинной игры в музыку XX века стала польская пианистка Ванда Ландовска (1879–1959), воспитавшая целое поколение исполнителей и оставившая богатое литературное наследие, множество интересных мыслей о старинной и современной музыке.
Клавесин имеет форму продолговатого треугольника; его струны расположены горизонтально, параллельно клавишам, обычно в виде нескольких хоров на разных высотных уровнях. Позади каждой клавиши находится деревянный стерженёк, на верхнем конце которого помещён плектр. При нажатии клавиши стерженёк поднимается, и плектр зацепляется за струну (освобождающий механизм позволяет вернуть систему в исходное состояние без повторного защипывания струны). Для изменения тембра звучания, используются ручные и ножные (коленные) переключатели. С их помощью действие двух мануалов распространяется на три комплекта струн. У большинства инструментов есть так называемый лютневый регистр характерного носового тембра (для его получения струны защипываются вблизи порожка) и ещё один регистр, по тембру напоминающий пиццикато струнных.
Фисгармония (Harmonium)
Фисгармония – название, составленное из двух греческих слов: «мехи» и «гармония». Инструмент представляет собой язычковый орган. Существуют фисгармонии размером с большое пианино, с резными фасадами, за которыми угадываются трубы, наподобие органных. Чаще всего это бутафория. Невзирая на архаичный вид, фисгармония не так стара, как это кажется. Инструмент запатентован лишь в 1842 году. До первых десятилетий XX века фисгармония применялась в практике домашнего музицирования, а также в развлекательной и, разумеется, церковной музыке. Знаменитый Арнольд Шёнберг (1874-1951) известен и как автор ряда переложений оркестровых пьес для популярной в его молодые годы фисгармонии.
Звучание инструмента
Инструмент может иметь до 20 регистров, переключаемых, как у настоящего органа, при диапазоне от 3 до 5 октав. Воздух нагнетается в инструмент при помощи мехов, управляемых педальным (ножным) механизмом. Играя, следует всё время качать воздух ногами. Впрочем, автору довелось видеть (и даже опробовать!) парижский инструмент, изготовленный в начале XX века, в который воздух закачивался при помощи почти такого же старинного пылесоса.