Искусство солнечных часов, древнее и почти утраченное, ныне возрождается, как ни странно это покажется для века всемирной паутины и электронных гаджетов. По-видимому, это связано со стремлением современных людей вернуться к истинным природным ценностям, ощутить, наблюдая за движением тени на солнечных часах, вращение Земли и прикоснуться к непостижимой тайне вечного и необратимого течения времени.
Процесс создания солнечных часов подобен искусству кройки и шитья, при некоторой парадоксальности сравнения и полном несходстве конечного результата. Первое, что делает портной, - измеряет размеры фигуры человека, которому шьётся платье; первое, что делает мастер солнечных часов, - измеряет координаты места установки часов - географическую широту и долготу. Затем портной придумывает фасон и делает выкройки, мастер солнечных часов определяет дизайн часов, выполняет астрономические расчеты и делает чертежи. После чего оба мастера выбирают материалы и изготавливают в первом случае платье, во втором - солнечные часы.
Достаточно часто современные солнечные часы делают по образцу классических, состоящих, как известно, из циферблата и часового указателя - гномона, обычно выполняемого в виде фигурного треугольника. Примером классических солнечных часов Петербурга XVIII века являются знаменитые солнечные часы на верстовых столбах на Царскосельской и Петергофской дорогах (2). Современный пример классики - солнечные часы «Конь вороной» (1).
Тенденция последних лет - создание солнечных часов, имеющих оригинальный художественный образ. Такие часы помимо функционального назначения представляют собой яркий и оригинальный декоративный элемент сада, улицы или площади. Примером могут служить солнечные часы «Время Мастера», установленные совсем недавно в историческом центре Петербурга - Петропавловской крепости (3). В художественном образе этих солнечных часов читается спираль времени, сквозь которую прорывается Мастер или Ангел Мастера.
Могут ли солнечные часы быть интересны детям? Могут ли они создать образные солнечные часы, например, в виде птицы, корабля или ангела? В поисках ответа на этот вопрос руководитель Художественной мастерской «Солнечный сад» Валерий Дмитриев осенью 2013 года пришёл в Детский дизайн-центр и предложил совместный проект по созданию оригинальных солнечных часов - настоящих - рабочих! Идея увлекла педагогов центра и при поддержке его руководителя Ольги Левиаш работа началась. Был объявлен конкурс на лучший проект солнечных часов с надеждой на его последующую реализацию на территории Дворца творчества юных. За организацию и проведение конкурса взялись педагоги Дизайн-центра Галина Корнева и Иван Герц, три группы учеников активно включились в работу. Конкурсу предшествовала лекция об устройстве солнечных часов с многочисленными примерами лучших российских и зарубежных образцов от XVII века до наших дней, которую прочёл Валерий Дмитриев.
Результаты конкурса оказались удивительно интересными - всего было представлено 24 работы, выполненные в виде рисунков и макетов, иногда дополненные описаниями. Среди проектов были солнечные часы с различными образами и темами: «Жираф», «Кошачье время», «Чудо-Юдо рыба-час», «Трава у дома», «Бабушкино время», «Сырные», «Слон», «Симфония времени», «Одуванчик», «Зонтик», «Лыжные», «Ключи мира», «Гитара», «Бегущий по волнам» и многие другие.
Победителем конкурса стала работа «Одуванчик или Ничто не вечно». Автор: Люся Шадрина, 13 лет. Педагог: Галина Корнева.
«Сердце мое бьётся, разобьётся. Я обязан пройти, углубившись во тьму. Эти часы рассказывают нам о тех вещах, которыми надо пользоваться, пока они есть -например, дружба, хорошая погода или радуга. Цените то, что у вас есть. Время, подобно семенам одуванчика, которые уносятся в бездонное голубое небо. Эти часы я бы поставила в уютном сквере. Сидящие там люди будут смотреть на них и вспоминать о своей жизни. Часы посвящены тем, кто из-за роковых обстоятельств не сумел пережить самые замечательные события своей жизни». По окончании конкурса мы продолжили работу над проектом и приблизили форму часов к реальному цветку. Автору пришлось выполнить настоящий чертёж в масштабе со всеми проекциями, выклеить макет из бумаги, пластиковых трубочек, подручных материалов для того, чтобы наиболее точно передать основную идею. Настоящая школа реальной проектной деятельности!
Затем часы были выполнены в металле Василием Кондуровым. При поддержке Артура Рэмовича Ляндзберга, руководителя Эколого-биологического центра «Крестовский остров» СПб городского Дворца творчества юных, в сентябре 2014 года часы были установлены и торжественно открыты на территории центра.
Интересный конкурс, замечательный проект, отличное воплощение!
Идея проекта и его реализация в материале: Валерий Дмитриев, руководитель Художественной мастерской солнечных часов «Солнечный сад», художественная ковка - Василий Кондуров.
Педагоги - кураторы проекта: Галина Корнева, Иван Герц.
Проект осуществлён на занятиях по образовательной программе: «Организация пространства», 5-й год обучения в Детском дизайн-центре. Возраст учащихся: 12-13 лет.