Каждый из нас, желая почитать какую-либо книгу, сталкивается с тем или иным выбором. Иногда наше желание простирается вглубь текста: мы недовольны финалом или описанием событий, персонажей. Для инициативных читателей такого рода и существуют интерактивные тексты, состоящие из различных, почти не зависимых друг от друга элементов, которые могут свободно друг с другом сочетаться, образуя большое количество возможных прочтений.
Одним из самых известных интерактивных текстов является сборник Раймона Кено «Сто тысяч миллиардов стихотворений». В этой книге содержится всего 10 сонетов, разрезанных на строчки таким образом, что читатель может выбрать, скажем, первую строчку из 7-го сонета, затем вторую строчку из 2-го, третью строчку из 1-го и т.д. Используя все варианты прочтения, получаем 10 в 14-й степени, то есть сто тысяч миллиардов. Подробно об этом и других произведениях можно прочитать в замечательной книге Татьяны Борисовны Бонч-Осмоловской «Введение в литературу формальных ограничений. Литература формы и игры от античности до наших дней» (Самара, 2009. С. 177–194). Мы же расскажем о тех текстах, которые не известны широкому читателю.
В предисловии к своей книге «Сказки, у которых три конца», Джанни Родари пишет в 1969 году:
«Эта книжка, ребята, – игра. Сказки в ней необычные – у каждой сразу три конца.
А играть надо так. Прочитайте сказку, рассмотрите картинки, подумайте над ними и решите, какой же всё-таки у сказки должен быть конец – настоящий конец – и почему. Очень может быть, что вам не понравится ни один. В таком случае сами придумайте сказке конец, напишите его или нарисуйте картинку. <…>.
И ещё. Мне кажется, играть лучше вместе с друзьями. Так всегда веселее. А главное, можно посоревноваться: у кого богаче фантазия, кто придумает лучше и интересней».
Таким образом, вместо 20 сказок ребята прочитывают 60 и выбирают или дописывают понравившиеся тексты, активно участвуя в его появлении.
Скорее всего, Джанни Родари был знаком с книгой Р. Кено, но не захотел дробить свои сказки и писать их, например, с тремя началами и с тремя серединами. В главке «Журналы» из книги «Какие бывают ошибки» он остроумно высмеял предшественника:
«Как-то ехал я в поезде с одним синьором, который сел в Теронтоле. У него было с собой шесть журналов. И он принялся читать их. Сначала он прочёл первую страницу первого журнала, затем первую страницу второго журнала, потом первую страницу третьего журнала и так далее – до шестого.
Затем он начал читать вторую страницу первого журнала, вторую страницу второго журнала, вторую страницу третьего журнала и так далее.
Потом принялся за третью страницу первого журнала, перешёл к третьей странице второго журнала… Он читал внимательно , углублённо и даже делал какие-то выписки.
Вдруг мне пришла в голову ужасная мысль: «Если во всех этих журналах одинаковое количество страниц, ещё куда ни шло. Но что случится, если в одном журнале окажется шестнадцать страниц, в другом – двадцать четыре, а в третьем – только восемь? Что будет делать этот несчастный синьор в таком случае?».
К счастью, в Орте он вышел, и я не присутствовал при трагедии». Что касается интерактивных текстов на русском языке, то первым из них можно считать брошюру «Пиитическая игрушка, отысканная в сундуках покойного дедушки классицизма, изданная Н.М.». Остановимся на ней подробнее.
Впервые отдельным изданием данная книга вышла в Москве в 1829 году, её автор, как считает Ю. Тынянов,?– Николай Маркевич (1804–1860), поэт и историк Украины. Эта очень занимательная сатирическая «игрушка» состоит из предисловия и трёх произведений: «Песни» из двух куплетов, «Романса» из одного четверостишия и «Песни Вакху» так же из четырёх строк. Автор пишет:
«Утверждают, что нововыезжие рыцари романтизма, часто и очень часто, нанизывают стих за стихом, не заботясь о мыслях, и таковой набор виршей выдают в виде поэтических произведений, плодов отуманенного и глубокомысленного вдохновения; говорят даже… чего не скажут злые люди!.. говорят, что можно составить обильные запасы для романтических поэм, набравши несколько тысяч гладких четырёхстопных стихов, что, выбирая оные наудачу и пригоняя рифму к рифме, легко можно состряпать романтическую поэму…».
В данном случае для каждой строки перечисленных произведений предлагается 11 вариантов, которые могут быть выбраны бросанием игральных костей. Вот из чего можно написать «Романс»:
№
2 Любезная, услышь глас страстный,
3 Услышь стенание всечасно,
4 Любезная, в тоске всечасно,
5 О милая, томясь всечасно,
6 Услышь, любезная, вздох страстный,
7 О милая, услышь стон страстный,
8 В тоске, о милая, ужасной,
9 В отчаяньи своём всечасно,
10 О милая, в тоске всечасно,
11 Услышь, о милая, глас страстный!
12 В печали лютой и ужасной
СТРОКА ВТОРАЯ
№
2 Твой друг одной тобой живёт,
3 Ах, твой любовник слёзы льёт,
4 Тебя друг верный твой зовёт,
5 Ах, друг твой горьки слёзы льёт,
6 Тебя любовник твой зовёт.
7 Услышь, как друг тебя зовёт.
8 Тебя друг нежный, страстный ждёт.
9 Твой друг, твой друг тебя зовёт.
10 Любовник твой ток слёзный льёт.
11 Узри, как друг твой слёзы льёт.
12 Тебе друг верный знать даёт.
СТРОКА ТРЕТЬЯ
№
2 Не видя образ твой прекрасный,
3 Не видя близ себя прекрасной,
4 Тебя не видя, он, несчастный,
5 Он без тебя, увы! несчастный,
6 Узнай, что без тебя несчастный,
7 Не видя ангела прекрасна,
8 Твой взор не видя он прекрасный,
9 Не зря твой образ, он, несчастный,
10 С тобой расставшися, несчастный,
11 В разлуке горестной с прекрасной,
12 Не видя в горести прекрасной,
СТРОКА ЧЕТВЁРТАЯ
№
2 Ни в чём отрады не найдёт.
3 Конечно, без тебя умрёт.
4 В отчаяньи он жизнь прервёт.
5 Отрады в жизни не найдёт.
6 Он от мучения умрёт.
7 Плачевну жизнь свою прервёт.
8 Жизнь безотрадную прервёт.
9 Отрады в мире не найдёт.
10 Нить жизненную пресечёт.
11 В мученьи бедственном умрёт.
12 Свою, свою жизнь пресечёт.
Допустим, что если при первом броске на костях выпало 7, тогда выбирается строка «О милая, услышь стон страстный», при втором – 2, тогда соответственно второй строкою будет «Твой друг одной тобой живёт», и так далее. Вот вариант «Романса»:
6 Услышь, любезная, вздох страстный,
4 Тебя друг верный твой зовёт,
8 Твой взор не видя он прекрасный,
10 Нить жизненную пресечёт.
Учитывая все возможности бросков, подсчитаем, что для восьмистишной «Песни» может быть 214 358 881 вариант прочтения (11 в восьмой степени), а для четырёхстрочных «Романса» и «Песни Вакху» – 19 487 171 (11 в четвёртой степени).
Таким образом, эта «Пиитическая игрушка» является предтечей «Ста тысяч миллиардов стихотворений» написанной через 130 лет – в 1960 году. К сожалению, всему миру известна книга Р. Кено, а русская брошюра осталась без внимания со стороны филологов и поэтов, хотя в одной книге и отмечают:
«Принцип этот дожил до нашего времени. В «Крокодиле» (1959. № 36) появилась пародия В. Бахнова и Я. Костюковского – «Поэма – 1», где демонстрируется «поэтическая машина», приспособленная для новогодних стихов (приведено по десять вариантов строки для четверостишия)».
К сожалению, автору статьи не удалось найти эту поэму. Обратим внимание на то, что искомое произведение написано годом раньше книги Р. Кено. Следовательно, стоит предположить, что предтечей «Поэмы – 1» оказалась «Поэтическая игрушка».
Ещё одна книга заслуживает внимание: «Получите Ваш миллион» (Казань, 1996). Здесь автор – Владимир Викторович Скворцов – даёт уже 14 сонетов, при этом на задней странице текста находится изображение лица с различным настроением и описанием. Разрезая строки и комбинируя их, читатель получает не только новый сонет, но и новое изображение лица, как при использовании фоторобота.
Пример из творчества автора статьи на тему интерактивных текстов – «42 истории любви» – можно увидеть в екатеринбургском журнале «Урал» (2006. № 9. С. 249).
Не перепечатывая текст зримо, обратим внимание, что по форме наше произведение напоминает сердце. Таким образом, интерактивные тексты можно сочетать и с визуальным решением, что говорит об их широких возможностях.
На этом мы и закончим наш обзор.
Иван Чудасов.